30 лет независимости: как менялись цены в Украине

Цены в магазинах Украины 5 канал / Час. Підсумки тижня
На протяжении всех лет независимости украинцы учились заниматься бизнесом

Чем дешевле жизнь, тем она счастливее. Вот такова человеческая природа. Но ненадежна наша память. И как лучше: есть деньги – нет товара, или есть товар, но нет денег? И как подсчитать, соответствует ли повышение цен нашим доходам?

Можно считать, привязав товар к доллару, или сравнить рост цен и средней зарплаты, но все относительно. "Итоги недели" ("Підсумки тижня") попробовали собственную арифметику.

Старейший фаст-фуд Киева – "Киевская перепичка". За период современной независимости Украины ее стоимость выросла минимум в 25 раз. И главный ингредиент лепешки не сосиска, а мука. Для хлебной страны в начале независимости даже мука в дефиците.

"Можно долго спорить, были цены ниже или выше на продукты, но их не было. Продукты не покупали, их добывали. В лавках вообще ничего не было. Были талоны, и по талонам взять масло, муку. Все остальное разве что где-то на базаре", – отметил социолог Евгений Головаха.

"Киевская перепичка" была. И стоила она в 1991-м 25 копеек. Но очень быстро в молодой и независимой цены взлетели до миллионов. За период президентства Кравчука и премьерства Кучмы.   

"Сегодня масло стоило 10 карбованцев, а завтра – 100, а через полгода – тысячу. То есть цены за год выросли на продукты в 125 раз. Причем это не рынок так сделал, это сделало правительство. А зарплата – в 12,5, то есть в 10 раз стали люди беднее", – уточнил Головаха.

Бедные и независимые. Без зарплат и пенсий. Без выбора. Период 1991-1993 годов называют руиной. Украинцы поняли: выживать государство не поможет. И решили, что каждый сам за себя. Легче было в селе. 

Ужин был на столе у тех, кто работал на продовольствии. Или был родственником или соседом того, кто работал в этой сфере. Когда же развалилась советская система, а новую еще не создали, сообразительные украинцы придумали свои правила. Так зарождался бизнес.

9 карбованцев – стоимость килограмма колбасы за период независимости выросла почти до 300 гривен. А оригинальная "Дрогобычская" – еще дороже. Для этого бизнеса сложные времена наступили с появлением в Украине супермаркетов. Появилась конкуренция в цене, но качество пошло на спад. 

Украинский восток, династия пчеловодов. Отец, сын и внук. Все на пасеке. Не потому, что прибыльно, а потому, что так сложилось исторически. Украинский восток бывает и сладким. Их товар за период независимости подорожал с 4 карбованцев (4,20) за литр до 300 гривен. А они не стали ни беднее, ни богаче. Хотя даже в период украинских и мировых кризисов не бедствовали. Семья продает мед украинским оптовикам за минимальную цену по 3 тонны в год. И в 90-е, и в нулевые, и даже сейчас труднее всего с оформлением документов на бизнес. А еще вспоминают рэкет, и не только в 90-х.

Как и львовским колбасникам, луганским пчеловодам сейчас сложнее всего конкурировать в цене. Потому что натуральный продукт дороже, чем его суррогаты. 

С подделками украинцы познакомились в начале 90-х. Как только государство ослабило советские методы контроля за товарами и торговлей. Пустые полки наполняются товаром. Не всегда качественным, иногда смертельным. Но наконец появился выбор, были бы деньги. Это период, когда украинцы учились бизнесу, каждый как умел. 

"То вообще было время, когда преступность становилась доминирующей силой. В экономическом обществе, в политическом – нет. А то уже приход Лазаренко, например, это уже было проникновение во власть политического криминалитета", – подчеркнул Головаха.

Речь идет о второй половине 90-х, когда уже гривна становится настоящей крепкой валютой. А украинцы пробуют качественный товар импортного образца. 

"Венгр пригласил меня к себе делать мороженое. Я, конечно, ему говорил, что я совсем с этим не связан. А он говорил: ничего страшного, я тебя научу. Вот с тех пор и началась моя такая деятельность", – рассказал предприниматель, владелец магазина мороженого Игорь Назар.

С 50 копеек шарик итальянского, как когда-то называли, мороженого подскочил в цене до 20 гривен за период независимости. Сейчас украинский производитель предлагает сказку – соленую, сладкую, с перцем и травами. 

В Днепре появились первые украинские супермаркеты в тяжелом 1993 году. Магазины постсоветского образца с разными названиями, которые принадлежали одному владельцу, объединились в один бренд.

"Это были гастрономы, которые имели название деревьев, – "Лен", "Каштан" и тому подобное. И когда закончились названия деревьев, компания начала предоставлять нумерацию своим магазинам", – отметил начальник управления по корпоративным коммуникациям сети супермаркетов Сергей Демченко.  

Опыт построения супермаркетов, как и маленького львовского бизнеса мороженого, украинцы позаимствовали за рубежом.

"Компания взяла за основу опыт известных европейских супермаркетов. Наши владельцы в свое время выезжали в Германию. И потом воплощали все это в собственный бизнес", – уточнил Демченко.

Супермаркеты, сначала украинские, а потом и зарубежные, делали ставки в основном на городское население, потому что горожане имели деньги и вкус. 

"Перестройка, прихватизация, бандиты. Покупали себе дорогие мерседесы и происходила стратификация. Была прослойка людей, которые продолжали оставаться в постсоветской реальности и должны были умереть, потому что другие из Турции и из Китая все привозили дешевле, где – то тогда я начал понимать, что количество людей, которым не хватает средств для жизни, – их гораздо больше становится", - подчеркнул телепродюсер Игорь Кондратюк.

Нулевые. В Украине понемногу легализуют малый и средний бизнес. Украинцы уже не голодны, но и не в достатке. Игорь Кондратюк видел украинцев, которые богатели, мудрели и учились жить в своем государстве. Шляпа для сбора средств была обязательным элементом "Караоке на Майдане". В нее простые и не очень зрители бросали деньги за зрелище. За 20 лет существования проекта щедрость украинцев выросла в тысячу раз. За этот период украинцы пережили несколько финансовых кризисов, взлеты и падения среднего бизнеса, налоговое давление и его послабление. Но никогда уже не опускались до руины, которую страна пережила в первые годы независимости. 

"Было тяжело в 1998-1999 годы, было тяжело в 2014-2015 годы, но надо понимать, что 2014-2015 годы и 2008-й – это годы кризисов. Но это кризисы, в которые мы падаем, уже значительно повзрослев", – отметил финансист Сергей Фурса.

Сейчас украинцы застрахованы даже от самых нелепых шагов государства, убеждены экономисты. И пустых карманов или полок в магазинах уже не будет, потому что есть безвиз и свободные экономические зоны. А значит, на нас влияют европейские правила игры. 

"Безвиз много дал украинцам, как бы это ни звучало странно. Потому что когда вводили безвиз, то говорили, что это для белых воротничков, чтобы они летали в Братиславу пить кофе, а де-факто безвиз как раз стал основой для роста доходов людей рабочих профессий. Потому что очень многие получили возможность ехать в Польшу и зарабатывать там легально. Как результат, все украинские работодатели начали конкурировать с польскими работодателями и были вынуждены существенно поднимать зарплаты. У нас до сих пор есть ситуации, когда немецкий банк ищет машинистов в Украине и предлагает нам немецкие зарплаты", – пояснил Фурса.

За период независимости средняя зарплата украинца выросла в 70 раз. Но до сих пор большинство населения считают себя бедными (67%). На заре независимости мы были нацией миллионеров и даже миллиардеров. Но бедной нацией. Сейчас же лишь 1% граждан называют себя средним классом. Но есть и такой класс, которого точно не было 30 лет назад – долларовые миллиардеры. За период независимости такие сумасшедшие состояния сколотили семеро украинцев.     

Ирина Герасимова, Марта Шикула, Наталья Светлова, Виктория Ковалева, "Итоги нашей независимости"








Предыдущий материал
Украинский "дракула": как Москва превратила союзника Мазепы в вампира
Следующий материал
"Играть "хороших советских людей" мне не доверяли": почему Богдан Ступка мог никогда не попасть в кино