Этот хаотический поток на самом деле является частью хорошо организованной системы коммуникации, в основе которой – автоматизированные технологии и нечистые на руку игроки рынка. Об этом сообщает "Дивогляд" со ссылкой на "Економічну правду".
Как работает система рассылок
Благодаря современному программному обеспечению операторы call-центров в считанные минуты могут отправить тысячи сообщений или совершить автоматические звонки. Тексты, график и даже голоса дикторов настраиваются заранее. Часто абонент слышит не живого человека, а запись или синтезированный голос.
В легальном секторе такие услуги обычно используют крупные компании – банковские учреждения, интернет-магазины, государственные органы. Они обязаны получить согласие клиента на коммуникацию и соблюдать требования безопасности. Например, VoIPTime указывает, что все вызовы логируются, фиксируются и могут быть заблокированы, если пользователь этого требует.
Нелегальные игроки и мошенники
В тени работают другие игроки – компании, которые подменяют номера, используют нелегальные базы, GSM-шлюзы и не имеют лицензий. Самые опасные из них – мошеннические колл-центры, использующие звонки или спам-SMS для выманивания средств.
Особую угрозу представляет телефонный флуд – это сотни звонков, блокирующих пользование телефоном. Подобный механизм применяют и для SMS: массовая рассылка кодов подтверждения на платформах банков или маркетплейсов парализует устройство.
Пробелы в законодательстве
Несмотря на действующие нормы (законы "О рекламе", "Об электронных коммуникациях", "О защите персональных данных"), в правовом поле есть немало "белых пятен". В Украине до сих пор не внедрен механизм, похожий на Do-not-call list – когда пользователь самостоятельно запрещает компаниям звонить.
Уязвимость баз данных
Контактные данные часто продаются и перепродаются: сети супермаркетов, АЗС, интернет магазины – все собирают телефоны под видом бонусных программ. Впоследствии информация попадает в маркетинговые агентства, а в худших случаях – в даркнет.
Как защитить себя
- Не предоставляйте номер телефона без необходимости.
- Требуйте удаления ваших данных из баз компаний, если вы не давали согласия на рассылку.
- В случае навязчивых звонков обращайтесь к своему мобильному оператору, киберполиции или Госпродпотребслужбе.
- Используйте функции защиты на смартфоне: Android – Google Phone, iOS – блокировка неизвестных номеров.
- Установите дополнительные приложения для блокировки спама (TrueCaller, Hiya).
Реакция операторов
Мобильные операторы признают проблему, но отмечают, что ограничены полномочиями. Полная блокада спама технически сложна, ведь злоумышленники постоянно меняют номера и способы маскировки. Vodafone предлагает платную функцию фильтрации, а "Киевстар" позволяет отключить SMS из-за обращения в службу поддержки. Lifecell работает над созданием алгоритма, который сможет распознавать подозрительные вызовы.
Спам – не только раздражающее явление, а серьезная киберугроза, требующая государственного реагирования. Пока законодательство отстает, наиболее эффективным остается личная внимательность и проактивная защита своего цифрового пространства.
Ранее мы сообщали, что неизвестные мошенники пытаются заработать на календаре "Без цензуры" с подписью Залужного.
Пока на нашей земле война, даже "Дивогляд" – это не о котиках и пандочках, а о победах нашего войска! Наш Telegram – Дивогляд 5.UA.