Кто и зачем звонит вам каждый день: как украинцы становятся жертвами рекламного спама и мошенников

Сотни тысяч украинцев ежедневно получают нежелательные звонки и SMS с предложениями товаров, участия в опросах, в азартных играх или даже атаки фишинговыми ссылками.

Этот хаотический поток на самом деле является частью хорошо организованной системы коммуникации, в основе которой – автоматизированные технологии и нечистые на руку игроки рынка. Об этом сообщает "Дивогляд" со ссылкой на "Економічну правду".

Как работает система рассылок

Благодаря современному программному обеспечению операторы call-центров в считанные минуты могут отправить тысячи сообщений или совершить автоматические звонки. Тексты, график и даже голоса дикторов настраиваются заранее. Часто абонент слышит не живого человека, а запись или синтезированный голос.

В легальном секторе такие услуги обычно используют крупные компании – банковские учреждения, интернет-магазины, государственные органы. Они обязаны получить согласие клиента на коммуникацию и соблюдать требования безопасности. Например, VoIPTime указывает, что все вызовы логируются, фиксируются и могут быть заблокированы, если пользователь этого требует.

Нелегальные игроки и мошенники

В тени работают другие игроки – компании, которые подменяют номера, используют нелегальные базы, GSM-шлюзы и не имеют лицензий. Самые опасные из них – мошеннические колл-центры, использующие звонки или спам-SMS для выманивания средств.

Особую угрозу представляет телефонный флуд – это сотни звонков, блокирующих пользование телефоном. Подобный механизм применяют и для SMS: массовая рассылка кодов подтверждения на платформах банков или маркетплейсов парализует устройство.

Пробелы в законодательстве

Несмотря на действующие нормы (законы "О рекламе", "Об электронных коммуникациях", "О защите персональных данных"), в правовом поле есть немало "белых пятен". В Украине до сих пор не внедрен механизм, похожий на Do-not-call list – когда пользователь самостоятельно запрещает компаниям звонить.

Пенсионер со смартфоном
Пенсионер со смартфоном
Фото: Shutterstock

Уязвимость баз данных

Контактные данные часто продаются и перепродаются: сети супермаркетов, АЗС, интернет магазины – все собирают телефоны под видом бонусных программ. Впоследствии информация попадает в маркетинговые агентства, а в худших случаях – в даркнет.

Как защитить себя

  • Не предоставляйте номер телефона без необходимости.
  • Требуйте удаления ваших данных из баз компаний, если вы не давали согласия на рассылку.
  • В случае навязчивых звонков обращайтесь к своему мобильному оператору, киберполиции или Госпродпотребслужбе.
  • Используйте функции защиты на смартфоне: Android – Google Phone, iOS – блокировка неизвестных номеров.
  • Установите дополнительные приложения для блокировки спама (TrueCaller, Hiya).

Реакция операторов

Мобильные операторы признают проблему, но отмечают, что ограничены полномочиями. Полная блокада спама технически сложна, ведь злоумышленники постоянно меняют номера и способы маскировки. Vodafone предлагает платную функцию фильтрации, а "Киевстар" позволяет отключить SMS из-за обращения в службу поддержки. Lifecell работает над созданием алгоритма, который сможет распознавать подозрительные вызовы.

Спам – не только раздражающее явление, а серьезная киберугроза, требующая государственного реагирования. Пока законодательство отстает, наиболее эффективным остается личная внимательность и проактивная защита своего цифрового пространства.

Ранее мы сообщали, что неизвестные мошенники пытаются заработать на календаре "Без цензуры" с подписью Залужного.

Пока на нашей земле война, даже "Дивогляд" – это не о котиках и пандочках, а о победах нашего войска! Наш Telegram – Дивогляд 5.UA.

Прокомментируйте

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

Читайте больше