Историю этого выдающегося деятеля, введшего впервые понятие так называемых наук о духе, расскажет в новом материале "Дивогляд".
Биография
Вильгельм Дильтей родился в семье священника. После окончания местной школы он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал теологию, а затем переехал в Берлин для дальнейшего обучения. Он увлекался древнегреческим языком, ивритом и трудами Платона, Аристотеля и Августина Блаженного. Сначала работал журналистом и учителем, а в 1868 году стал профессором в Университете Киля, где занимался архивом трудов Фридриха Шлеермахера.
Позже преподавал в Бреслау, а в 1882 году вернулся в Берлин, заведовал кафедрой философии в Берлинском университете. Его исследования и популяризация работ Эдмунда Гуссерля и публикации о Готфриде Лессинге, Иоганне Гете, Новалисе и Фридрихе Гельдерлине оказали большое влияние на немецкое литературоведение. Скончался 1 октября 1911 года в Зейсе.

Философия жизни
Дильтей является представителем философского направления, который известен как "Философия жизни". Это философское направление, сформировавшееся во второй половине 19 века в Германии и Франции. Его выдающимися представителями также были Фридрих Ницше, Георг Зиммель, Анри Бергсон и другие мыслители. Основной идеей философии жизни явилось переосмысление классического рационализма через поставление в центр философских размышлений феномена жизни. Жизнь в этом контексте рассматривалась не с научно-биологической точки зрения, а как сущность человеческого существования, недоступная рациональному осмыслению через ее иррациональную природу.
Развитие философии жизни в значительной степени стимулировалось фундаментальными открытиями в биологии, в частности дарвинизмом и генетикой Менделя. Однако философы этого направления трактовали жизнь не как объект науки, а как феномен, выходящий за пределы научных объяснений, представляя человеческое существование в его глубинной сущности. Жизнь для них была сложным и многомерным явлением, что требовало подхода, не сводимого к строгим рациональным рамкам.
Философия жизни стремилась осмыслить бытие человека "в течении жизненного потока" с помощью философских методов, в противоположность научным. Она стала ответом на ограничение классического рационализма и пыталась создать новую философскую картину мира, опираясь на идею жизни как центрального понятия. Это позволило с новой перспективы подходить к осмыслению человеческого бытия, культурным и социальным явлениям, а также способам человеческого познания.
Идеи Дильтея
Дильтей развил концепцию "наук о духе" (нем. Geisteswissenschaft), подчеркивая их от естественных наук. Он отмечал, что науки о культуре, например история, филология, религиоведение, познают отражение вещей в сознании, а не сами вещи, поэтому требуют особой философской герменевтики.
Человек, по его мнению, как субъект понимания сам является частью того, что он исследует. Поэтому исследователи должны отказаться от позиции независимого наблюдателя и учитывать, что они являются частью изучаемого предмета.
Дильтей считал деятельность психики непрерывной и иррациональной, без очевидных источников и цели, что отражается также на истории. По его мнению, история вообще не имеет смысла – он присущ только отдельным эпохам. Анализ текстов, отражающих явления индивидуального характера, позволяет исследователю понять содержание индивидуальной жизни путем совмещения личного переживания с языком автора.
Ранее "Дивогляд" рассказывал о том, как советская пропаганда действовала против немецкого философа Ницше.
Пока на нашей земле война, даже "Дивогляд" – это не о котиках и пандочках, а о победах нашего войска! Наш Telegram – Дивогляд 5.UA.