Эрих Мария Ремарк – один из самых значительных писателей прошлого века, чье творчество оставило глубокий след в мировой литературе. Его историю в своем новом материале расскажет "Дивогляд".
Биография и влияние на литературу
Родился 22 июня 1898 года в Оснабрюке, Германия, в семье портного. С раннего возраста Ремарк проявлял интерес к литературе, однако его юность пришлась на время Первой мировой войны, где он служил в немецкой армии.
Впечатления от фронта стали основой его первого романа "На Западном фронте без изменений", опубликованного в 1929 году. Это произведение не только принесло ему популярность, но и стало важным свидетельством ужасов войны и ее влияния на человеческую психику.
После войны Ремарк пережил трудные времена, но продолжал писать, исследуя темы дружбы, утраты и отчаяния. Его романы "Три товарища" (1936) и "Триумфальная арка" (1945) изображают последствия войны и трудности, с которыми сталкивались люди в межвоенный период. Он мастерски воплощал в своих произведениях душевные переживания персонажей, пытавшихся найти свое место в жизни после крушения.
Ремарк был не только писателем, но и свидетелем истории. Когда в Германии началась эпоха нацистского режима, его произведения были запрещены, а сам он эмигрировал сначала в Швейцарию, а затем в США. Здесь он продолжил свою литературную деятельность и создал такие шедевры, как "Черный обелиск" (1956), исследующий тему памяти и воспоминаний.
Стиль Ремарка отличается простотой и одновременно глубиной, что позволяет читателю испытать эмоции персонажей. Его литературное наследие стало важным вкладом в развитие современной прозы, открывая новые горизонты для таких тем, как война, потери, любовь и человеческая природа.
Смерть Ремарка 25 сентября 1970 г. стала большой потерей для литературы, но его работы до сих пор остаются актуальными, влияя на новые поколения писателей и читателей.
Цитаты о войне
"Каждый солдат остается жив только благодаря тысячам различных случайностей."
"Фронт — это клетка, в которой нам приходится напряженно ждать, что будет дальше."
"Мы едем сюда обычными солдатами, мрачными или веселыми, а когда попадаем в зону, где начинается фронт, то становимся полулюдьми, полутварями."
"Удивительно, как кровопийцы любят морализировать."
"Вот так они все думают, эти сотни тысяч Кантореков! Железная молодежь! Молодежь! Каждому из нас не больше двадцати. Но разве мы молоды? Разве мы молодежь? Это было когда-то. Теперь мы старые люди."
"Никто вроде не хочет войны, а вдруг она уже здесь. Мы не хотели воевать, другие утверждают то же самое, а тем не менее уже полмира воюет."
"Самыми умными оказались бедняки, простые люди: они сразу восприняли войну как бедствие, а те, кому жилось лучше, не могли сдержать радости, хотя именно они могли бы быстрее предсказать последствия."
"Ветер надежды, который летит над пепелищами и изуродованными полями, безумная лихорадка нетерпения, разочарование, болезненный ужас смерти и непонятный вопрос: 'почему?'. Почему этому не положить конец?"
"Кто-то науськивает народ на народ, и люди убивают — молча, покорно, глупо, не понимая, что делают, и не чувствуя никакой вины. Я вижу, как лучшие умы человечества изобретают оружие и слова, чтобы это продолжалось дальше, да еще в самых изощренных формах. И вместе со мной это видят все люди моего поколения, здесь и за границей, во всем мире, вместе со мной это переживает все мое поколение."
"Как же все лживое и ничтожное, когда тысячелетняя цивилизация не смогла предотвратить эти реки крови, когда она допустила существование сотен тысяч таких катилень. Только в госпитале видно, что такое на самом деле война."
"Парень, — говорю я мертвецу, но уже совсем спокойно. — Сегодня ты, завтра я. Но если я вернусь отсюда, то буду бороться против того, что сломало нас обоих: у тебя отняли жизнь, а у меня? У меня тоже отняли жизнь. Обещаю тебе, парень. Это никогда не должно повториться."
"Когда я об этом думаю, Альберт, — говорю я потом, переворачиваясь на спину, — мне кажется: если бы я услышал слово 'мир' и он действительно настал бы, то я бы сделал что-то необычное, потому что от этого слова кровь приливает к голове."
"На арену должны выйти министры и генералы обоих государств, в одних трусах, вооруженные дубинками, и пусть дерутся. Победит та страна, чей представитель останется жив. Это было бы проще и лучше, чем сейчас, когда дерутся вовсе не те, кому следует."
"Вот увидишь, мы проиграем войну, потому что слишком хорошо научимся приветствовать начальство."
"И я знаю: все, что сейчас, пока мы на войне, потонуло в нас, как камень, после войны снова всплывет на поверхность, вот тогда и начнется борьба между жизнью и смертью."
"Мы стали солдатами добровольно, проникнутые энтузиазмом; но здесь делали все, чтобы выбить из нас это чувство."
"Возможно, войны происходят снова и снова лишь потому, что одни никогда не могут в полной мере ощутить страдания других."
"Что было бы с нами, если бы мы поняли все, что происходит на фронте!"
"Мы уже не молодежь. Мы уже не хотим завоевывать мир. Мы беглецы. Бежим от самих себя. От своей жизни. Нам было по восемнадцать лет, мы только начинали любить жизнь и мир, а нам пришлось стрелять в них. Первый снаряд попал в наше сердце. Нас отрезали от настоящей деятельности, от стремлений, от прогресса. Мы уже не верим в них: мы верим в войну."
"Может быть, я никогда не буду счастлив, может быть, война уничтожила эту возможность, и я всюду буду немного чужим и нигде не почувствую себя дома, но никогда, думаю, я не почувствую себя безнадежно несчастным, потому что всегда будет что-то, что поддержит меня, — хотя бы мои руки, или зеленое дерево, или дыхание земли. Часть моей жизни была отдана делу разрушения, отдана ненависти, вражде, убийству. Но я остался жив. В одном этом уже задача и путь. Я хочу совершенствоваться и быть ко всему готовым. Я хочу, чтобы мои руки трудились, а мысли не засыпали. Мне не нужно много. Я хочу всегда идти вперед, даже если иногда появляется желание остановиться. Нужно много чего восстановить и исправить, нужно, не жалея сил, раскопать то, что было засыпано осколками в те годы, когда стреляли пушки и пулеметы. Не всем суждено быть пионерами, нужны и более слабые руки, нужны и маленькие силы. Среди них я буду искать свое место. Тогда мертвые замолкнут, и прошлое не будет меня преследовать, а поможет."
Ранее "Дивогляд" делился цитатами украинской и биографией писателя Германа Гессе, автора "Сиддхартхи".
Пока на нашей земле война, даже "Дивогляд" – это не о котиках и пандочках, а о победах нашего войска! Наш Telegram – Дивогляд 5.UA.