Наскальные рисунки на индонезийском острове Сулавеси могут служить древнейшим примером нарративного искусства. По мнению специалистов, изображение человека и бородавчатой свиньи свидетельствует о ранее использовании рисунков для передачи историй, чем считалось ранее, сообщает "Дивогляд" со ссылкой на Live Science.
Рисункам не менее 51 200 лет
Есть доказательства, что неандертальцы обозначали пещеры еще 75 000 лет назад, но эти отметки были в основном абстрактными. До недавнего времени древнейшей известной фигуративной пещерной живописью было изображение в Ласко, Франция, в возрасте 21 000 лет, на котором изображен птицеголовый человек, атакующий бизона.
Однако в 2019 году археологи обнаружили многочисленные образцы наскального искусства в карстовой пещере Марош-Пангкеп. Среди них были рисунки, изображающие человекообразные фигуры, бородавчатых свиней и карликовых буйволов, обитающих на Сулавесе.
Археолог из Университета Гриффита в Австралии и соавтор исследования Адам Брумм отметил редкость найденных доказательств раннего рассказа в пещерном искусстве. Первоначально исследователи установили возраст наскального рисунка не менее чем в 43 900 лет.
С помощью более современной техники датировки они определили, что этому произведению искусства приблизительно 48 000 лет. Кроме того, ученые обнаружили подобное изображение в пещере Леанг Карампуанг, возраст которого оценивается по меньшей мере в 51 200 лет, что делает его самым древним из известных образцов повествовательного искусства.
Изображение получеловеческой, полуживотной фигуры, известной как териантроп, заинтересовало археологов. Брумм подчеркнул, что такие изображения демонстрируют способность человека представлять сверхъестественные существа. Ранее об этом типе сложного человеческого мышления свидетельствовала лишь 40-тысячелетняя скульптура "Человек-Лев" из Германии.
Для более точной датировки рисунков исследователи использовали метод лазерной абляции урановой серии, позволяющий получить изображение с более высоким разрешением и минимальным повреждением произведений искусства. Этот метод значительно превосходит предыдущие, которые использовали обширные образцы кальцита.
Однако некоторые исследователи остаются скептическими. Пол Петтитт из Даремского университета отметил, что интерпретация искусства как нарратива требует "скачка веры". Он выразил сомнение, что кажущиеся изолированными изображения действительно были частью единой истории.
Отсутствие доказательств человеческой деятельности позволяет предположить, что пещера могла использоваться только для создания художественных произведений. Исследовательская группа планирует продолжить изучение наскальных рисунков в этом районе. Ученые недавно обнаружили еще один рисунок с изображением человека, получеловека-полуптицы и птичьей фигуры, который еще предстоит детально проанализировать.
Ранее "Дивогляд" рассказывал, каким на самом деле был самый первый человек в истории.
Пока на нашей земле война, даже "Дивогляд" – это не о котиках и пандочках, а о победах нашего войска! Наш Telegram – Дивогляд 5.UA.
Помоги ВСУ – спаси свой дом: официальные реквизиты и ссылки.