Детские эмоции от встречи c друзьями после летних каникул и впечатлений от нового в школе стихают за считанные недели. И после этого остается лишь ежедневная рутина: уроки, перемены, домашние задания.
Интерес ребенка к школе может очень быстро угаснуть. И родителям важно найти подход, чтобы посещение школы было интересным занятием, а не отбыванием срока наказания.
Ульяна Супрун в своем Facebook опубликовала советы психолога Виктории Горбуновой, как помочь ребенку найти мотивацию ежедневно ходить в школу. Как побороть нежелание просыпаться утром и собираться в школу, готовиться к занятиям, отвечать и делать упражнения на самих уроках.
Если мы попытаемся представить замкнутый круг детской демотивации, то он будет выглядеть приблизительно так. Сначала учительское или родительское требование что-то сделать провоцирует целую толпу мыслей-демотиваторов в детской голове ("это скучно, неинтересно", "я не справлюсь, я не умный", "достали, опять давят"...). Затем эти мысли провоцируют чувства-демотиваторы (печаль, скуку, раздражение, злость, стыд...). В таком эмоциональном состоянии ребенок все делает спустя рукава, тянет время, упирается, страдает... Это поведение приводит к тому, что недовольство взрослых растет, требования увеличиваются, становятся жестче, появляются упреки и обиды и – круг замыкается.

- Попробуйте сначала разобраться, что именно демотивирует ребенка идти на уроки.
- Если школьник считает задачи скучными – помогите найти в них интересное, покажите, как и где можно применить полученные знания и умения.
- Если ребенок не уверен в себе и своих силах – поддержите, напомните время, когда все удавалось, подскажите, как сделать быстрее и качественнее, давайте подсказки, хвалите за успехи, будьте рядом и будьте опорой.
- Если же это мысли о других людях, их давление или обесценивание – продемонстрируйте, что это не так, дайте больше времени, скажите что-то хорошее и личное, подчеркните то, насколько вы цените своего ребенка и его усилия.
Собственно, все перечисленное и делают, часто сами того не зная, те учителя, которых и родители, и дети считают замечательными. Они помогают развить мотивацию, которая называется внутренней и в основе которой лежит не принуждение, а ощущение собственной самодетерминированности ("мне это интересно и нужно), компетентности ("я могу это сделать"), и добрых отношений с людьми ("я чувствую поддержку").

Многие из этих советов будут актуальными не только для учеников, но и для дошкольников. В этом году из-за пандемии коронавируса начало учебного года в детских садах как никогда сложное, ведь, согласно правилам Минздрава, родителям запрещено провожать малыша в здание. Кроме того, ребенок не сможет брать в садик свою любимую игрушку. Больше о правилах посещения детских садов читайте здесь.
Ранее 5.UA публиковал советы врача-инфекциониста, который рассказал, как сделать обучение в школе более безопасным во время пандемии COVID-19.
Если вы устали от серьезных новостей и хочется немного расслабиться, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Дивогляд 5.UA – канал, где живут только лайтовые новости. Релаксируем вместе!