Бензин А-95 может стать редкостью на украинских заправках: особенно тот, который привозят из Беларуси. СМИ со ссылкой на владельцев контрактов на рынке уверяют, что на данный момент нет согласования поставок топлива на июнь. В то же время в "Белорусской нефтяной компании" в Украине заверили, что поставки будут, правда меньше. Почему так произошло, и имеют ли к этому отношение санкции против Беларуси? Что будет с ценами на топливо, которые обычно влияют на стоимость других товаров и услуг, узнавала журналист "5 канала".
Александр работает в службе такси. Заправляет автомобиль бензином А-95. Слухов о том, что скоро его может не быть на заправках, пока что не слышал. Но если такое случится, готов заправляться А-92.
"Пока придется на другое топливо перейти. Плохо для машины, но не так сильно. Ресурс будет меньше", – говорит водитель службы такси Александр.
СМИ начали писать, что контракты на июнь для украинских покупателей А-95 до сих пор не согласовали белорусские поставщики. Зато А-92 будет в полном объеме. Автомобилисты ищут и более радикальную замену горючему.
"По ситуации будем смотреть, электромобиль также рассматривается", – отмечает владелица автомобиля Эля.
Владелец автомобиля Станислав добавляет: "Пересяду на метро, мне не тяжело".
Сетуют водители на качество белорусского бензина: мол, он дешевле, но хуже европейского. И хотят заправляться украинским.
"Я надеюсь, что наше топливо будет лучше, чем сейчас. Все равно какое, главное, чтобы качественное было", – отмечает владелец автомобиля Андрей.
В паспорте горючего крупных автозаправочных компаний среди поставщиков – преимущественно Беларусь. Каждый второй литр бензина А-95 на украинских колонках именно оттуда. А это, считают эксперты, 50 тысяч тонн топлива ежемесячно. Если его не привезут, это может привести к дефициту. Или цены подскочат на гривны за литр в следующем месяце. Хотя они до сих пор на ручном регулировании государства. Ажиотажа на столичных заправках нет. Люди с канистрами в очередях не стоят. А в крупных заправочных сетях убеждают: если не привезут из Беларуси, есть альтернативы – топливо из Литвы или Румынии. Некоторые компании уже начали готовиться.
"Мы ждем поставку из Румынии танкером, морем. И Orlen Lietuva – литовский завод. Мы не только покупаем из Беларуси, у нас есть несколько подрядчиков, годовые контракты, поэтому это никак не повлияет", – акцентирует внимание представитель пресс-службы сети автомобильных заправок WOG Елена Осипчук.
В Белорусской нефтяной компании, которая завозит топливо в Украину, в итоге заверили, что поставки никто не отменял. Просто привезут меньше.
"Номинация на июнь будет осуществлена согласно условиям контрактов до 5 июня 2021 года, но, возможно, в меньших объемах. Это связано исключительно с ремонтом на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе, который начнется 1 июня. Политических оснований в этом искать не стоит", – сообщил заместитель директора "БНК-Украина" Сергей Мельников.
Мозырский нефтеперерабатывающий завод – в 60 километрах от украинской границы. Построили там его еще в советское время. И именно он – большая бензоколонка для Украины. С 1 июня ремонтируют. Но есть в Беларуси еще один завод – "Нафтан" на севере страны. И США в апреле наложили на него санкции. Он в списке девяти государственных предприятий Беларуси, на которые наложили ограничения за грубое нарушение прав человека в стране. Из-за этого российские поставщики нефти боятся везти туда сырье. Санкции будут действовать с 3 июня.
"Поэтому нет ответа, будет ли этот завод работать. Поэтому встает вопрос, чем наполнять рынок. Поэтому решили закрыть экспорт и подстраховаться. Для Беларуси Украина – это кормушка, мы кормим белорусскую нефтеперерабатывающую отрасль, так как мы даем самые высокие цены за их топливо", – отмечает директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
В украинском министерстве экономики верят, что белорусские поставщики от украинских покупателей не откажутся.
"Белорусские производители понимают, что не могут терять украинский рынок. Эта ситуация успокаивает, но актуализирует вопросы производства и импорта бензина", – рассказывает заместитель министра развития экономики, торговый представитель Украины Тарас Качка.
Дизель в мире в дефиците, а вот бензин людям нужен меньше, и его достаточно. Привезти топливо Украина может морем из Румынии. Для этого есть нефтеперевалочные комплексы. Но еще нужно подготовить танкеры и мощности для хранения. И на это нужно время. Такие турбулентности не любит рынок – товар может исчезнуть на несколько недель, или же вырастут цены.
"Зачем нам постоянно оглядываться на Москву и на Минск? Мы должны сделать из этого выводы. Нам нужно принять стратегию относительно того, как мы будем снижать зависимость от двух стран, которые как к нам относятся – известно", – добавляет Сергей Куюн.
В украинской компании "Укртатнафта", которую связывают с Игорем Коломойским, заявили, что готовы покрыть нехватку белорусского бензина. Сейчас они обеспечивают чуть более 40% рынка. Но могут увеличить мощности в два раза.
"Реально очень трудно перекрыть этот дефицит. Мы можем его перекрыть, для этого нужно будет увеличить объем внутреннего производства. А это заводы, которые принадлежат Коломойскому или контролируются Игорем Коломойским", – подытожила государственный уполномоченный Антимонопольного комитета (2015-2019) Агия Загребельская.
В то же время, говорят специалисты, Украине нужно не только развивать собственное производство бензина, но и бороться с монополиями. И наконец уменьшать зависимость от горючего из страны-агрессора на седьмом году войны.
Мария Писаренко, Александр Степанов, "5 канал"