Везде есть люди, но не везде есть горючее. Из-за решения Кабмина о ручном регулировании цен крупные автозаправочные сети отказались продавать премиальные марки бензина и дизтоплива. В колонках они остались, но на ценниках – нули.
Такое сделали заправщики с субботы. Именно тогда заработали правительственные ограничения. Наценка на литр бензина должна быть не больше 5 гривен, на дизтопливо – до 7 гривен. Чиновники называют это ответом на необоснованный рост цен на горючее в розничных сетях.
"Нет, не продается, это же постановление было из Кабмина. Ну, возмущаются люди, хотят заправиться качественным бензином. Ну, а что мы советуем: пятым заправляются и все. – Обычным? – Да", – говорит оператор автозаправочной станции Дмитрий.
В воскресенье на сайте Минэкономики разъяснили: ограничения действуют на время карантина. Так, мол, хотят защитить простых потребителей. Но премиальных марок это не касается. Долго решили не протестировать две сети. С понедельника СОКАР и КЛО снова продают премиальные марки бензина и дизеля.
"Разъяснение не имеет юридической силы. В постановлении Кабмина нет никакого деления на премиальные и социальные сегменты", – отметила государственный уполномоченный Антимонопольного комитета (2015–2019) Агия Загребельская.
Элитные марки бензина А-95 и дизельного топлива рекламируют как более качественные, а потому более дорогие – около 32 гривнен за литр бензина, говорят игроки рынка. На этом сети зарабатывают, а средства вкладывают в услуги на заправках.
"Это нормально, это рынок, когда у потребителя есть выбор. А Кабмин говорит своим решением, что нам это не надо, надо, чтобы все торговали в одной цене. Зачем строить большие станции, держать чистыми туалеты?" – отметил директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.
Во время рейда по заправкам мы попытались найти водителей, которые заправляются премиальными марками. Обычно это владельцы элитных авто. Но вот заехал на заправку "Порше" – он на газу.
"Я заправляюсь экологически газом. Сеть заправок – одна цена, единичные – другая цена, ниже даже", – рассказывает водитель Александр.
Не заметила изменений в цене и Лидия, она заправляется 92-м. А это массовый и тот самый социально значимый вид бензина, как считают в Минэкономики.
У Владимира вообще гибрид – в последний раз заправлялся неделю назад. Тогда 95-й более дорогой марки "Вентус" еще был.
Сети объясняют: им не выгодно продавать элитное горючее по ценам, которые установило государство. Поэтому и приостанавливали продажу.
"Это может быть шантаж со стороны участников рынка. Так отреагировали компании именно те, которые подозревал и обвинял Антимонопольный в картельных сговорах. Но это справедливая реакция бизнеса. Государственное регулирование цен на горючее – это абсолютный экономический нонсенс", – пояснила Агия Загребельская.
Решение Кабмина не поддерживают в парламенте. И считают преждевременным.
"Перед тем как принимать решение, надо подумать о последствиях. Коллеги, которые это ввели, должны нести изменения и решения. Я обращался к министру и в профильный комитет", – утверждает спикер ВР Дмитрий Разумков.
Эксперты рынка называют такие ограничения популистскими и сравнивают с фиксацией цены на газ в январе. Мол, так властная команда пытается удержать популярность в глазах тех самых простых потребителей. Ведь на рынке действуют свои правила. Вместо этого должен был бы работать Антимонопольный комитет. Он пока молчит.
"Никоим образом государственное регулирование цен не исправило те проблемы, которые привели к нему. Первая проблема – это картельный сговор тех, кто работает в премиум-сегменте. Второе – в Украине не развивается внутренняя добыча нефтепродуктов. Производство монополизировано одним из олигархов – Игорем Коломойским. Следствием государственного регулирования, мы это помним по Советскому Союзу, это дефицит, есть отсутствие товаров – и дефицит горючего", – отмечает Загребельская.
Тогда горючее выдавали по вот таким талонам. Их массово постят в "Фейсбуке" и осуждают попытки государства регулировать цены. Средняя цена бензина по Украине и без того ниже определенной в Минэкономики 30 с копейками.
"Те, кто работал легально, лишились возможности монетизировать свой сервис, качество услуг. Если нет сервиса и возможности его оплатить, людей будут сокращать", – говорит директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.
В "Нефтегазовой ассоциации" предупреждают: из-за ограничений могут закрыться десятки заправочных станций. Такие действия государства лишь отпугивают инвесторов. А преимущества получают теневые продавцы горючего.
Мария Писаренко, Сергей Новиков, "5 канал"