Цены на бензин, солярку и автогаз могут снова пойти вверх в мае, потому что именно тогда специалисты ожидают дефицита горючего. Украина зависима от поставок из-за рубежа. Из России нефтепродукты уже не завозят. А в Беларуси останавливаются нефтеперерабатывающие заводы. В правительстве, в то же время, проблем не видят. Хватит ли горючего, а главное – сколько оно будет стоить – журналист "5-го" Сергей Барбу расскажет.
Водителям из Луганской области цены на топливо не по нраву. В Тернополе тоже такой стоимости не рады.
"Непорядок. Так не должно быть. Как-то это должно быть рассмотрено властью", – возмущается водитель.
Бензин, солярка и автогаз. На заправках едва ли не ежедневно меняют ценники. В марте цены на топливо стремительно пошли вверх. Правительство решило вмешаться. Государство и нефтетрейдеры подписали специальный меморандум. Но дало ли это результат? Переговоры между правительством и продавцами стоимость топлива таки уменьшили – на гривну-две.
В среднем по стране литр бензина А-92 стоит почти 28 гривен. Чуть больше – марка А-95. Дизельное топливо – более 28 гривен. Автогаз – почти 16 гривен.
Однако такие цены будут держаться только до конца апреля, прогнозируют в "Консалтинговой группе А-95". Потом стоимость снова поползет вверх. Все из-за дефицита горючего. Из России его перестали завозить, потому что компания-поставщик подпала под санкции СНБО. Возникли проблемы с импортом из Беларуси. Один местный нефтеперерабатывающий завод уже перестал работать, еще один остановится на ремонт в мае.
"По сжиженному газу дефицит майский оцениваем где-то в 25% рынка. А по дизтопливу из нетрадиционных источников рынку понадобится найти где-то 50% от потребления. Но это очень много. Это доставка морем, это увеличение переработки. Это будет очень напряженный период и он, кроме того, совпадает с периодом активных сельхозработ", – объясняет директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
Горючего хватит на всех, успокаивают в правительстве. Не видят в Кабмине и оснований для повышения цен.
"Этим вопросом уже занимаемся и практически решили. Мы нашли замещение для всех объемов нефтепродуктов, которые теоретически уходили с рынка. Следующая часть нашей работы – обеспечить ритмичность поставок и отсутствие дефицита топлива. Мы добились того, что сейчас наполненность нефтебаз всеми видами топлива практически на максимуме. Аграрии спокойно проводят посевную кампанию", – отметил министр экономики Игорь Петрашко.
Рынок топлива в Украине критически зависим от поставок из-за рубежа. По итогам прошлого года стало известно: каждый третий импортный литр дизельного топлива поступал из России. С бензином ситуация не лучше. Почти половину годового запаса 2020-го Украина купила у Беларуси.
Сергей Барбу, Виктория Ковалева, Игорь Костюк, "5 канал"