Экипаж воздушной "скорой" спешит на вызов. В отдаленном горном селе в 140 километрах от Львова помощи ждет 82-летняя женщина с подозрением на ишемический инсульт. Считанные минуты – и вертолет с медиками уже в небе.
Женщину доставили в больницу скорой помощи за 30 минут. Машиной надо было бы ехать часа три. Диагноз пациентки – подтвердился.
"Очень важно доставлять пациентов как раз в этом окне, когда при подозрении или при клинических признаках острого нарушения мозгового кровообращения прошло мало времени. Ведь мы можем сделать много интервенций для того, чтобы пациент остался жив", – пояснила заведующая отделением компьютерной томографии Львовской больницы скорой помощи Наталья Мотрынец.
Это третий полет санавиации. Вертолетом пациентов доставляют в больницу скорой помощи. Для этого здесь обустроили специальную посадочную площадку. Первыми пациентами воздушной скорой стали 79-летняя женщина с инсультом и мужчина с политравмой после ДТП.
За безопасность полета отвечает опытный пилот. Командир судна признается: медицинская аэроэвакуация – ответственная и непредсказуемая.
"Больного забирают не только с подготовленных площадок. А садимся на неподготовленные площадки, где-то возле больниц, где-то возле дорожно-транспортных происшествий, на дорогу, на маленькие площадки", – рассказывает командир воздушного судна Евгений Скрынник.
Воздушной скорой помощи не страшны горные серпантины, разбитые дороги и постоянные пробки на дорогах. Чтобы доставить пациента из самого отдаленного района области, понадобится до 40 минут.
За жизнь пациентов в воздухе отвечают врачи медицины катастроф. В бригаду попали всего 10 медиков из 85 желающих. После отбора для медицинского экипажа устроили специальное обучение.
"У меня есть опыт полетов и опыт прыжков на парашютах. Здесь ограниченное пространство, во-вторых, надо нормально переносить полеты. Должен быть хороший вестибулярный аппарат, потому что это воздух. Сложнее оказывать помощь в воздухе, чем на земле", – говорит врач медицины неотложных состояний Владимир Ананевич.
Внутри вертолета есть все для спасения тяжелейших пациентов. Одновременно в медучреждение вертолет может доставить двух человек.
"В традиционной "скорой" нет инфузоматов, если это не автомобиль класса С. Здесь двойной набор дефибрилляторов. Здесь аппарат ИВЛ, и нет переносного кислорода, а у нас есть. В вертолете трясет меньше", – уверяет врач.
Аэромобильная эвакуация – это пилотный проект Министерства здравоохранения. Один полет стоит государству примерно 40 тысяч гривен. Но для пациента он бесплатен.
"Вертолет в аналогичных ситуациях в Польше или в других цивилизованных странах – авиационная эвакуация является уже стандартом, он летает в зоне доступности 60 км. Он летает как летающая "скорая" постоянно", – отметил руководитель Львовского областного центра экстренной медицинской помощи Андрей Васько.
Во Львовской области экстренной санавиацией будут доставлять тяжелых пациентов из отдаленных горных районов и с автодорог, где происходит больше всего ДТП.
"Будут пациенты с инсультами, инфарктами, после ДТП, с тяжелыми травмами, ожогами. Те пациенты, жизнь которых находится в опасности", – отметил Андрей Васько.
Если проект успешно стартует во Львове и Киеве, уже через несколько лет санавиация должна заработать по всей Украине. Медики говорят, благодаря воздушной "скорой" они смогут спасать много жизней.
Марта Шикула, Евгений Радион, Львов, "5 канал".