"Большая стройка"
"Большая стройка" kmu.gov.ua

Программа президента "Большое строительство" или "Большое воровство" ? Расследование " Эспрессо"

Читайте українською
В расследовании использовали пример инфраструктурных социальных объектов

На "Большое строительство" дорог 2020 года потратили 120 миллиардов гривен, за которые отремонтировали 4 тысячи километров дорог, а в 2018 отремонтировали 3 800 км дорог за 40 млрд грн. Об этом говорится в расследовании журналистов Еспресо.TV специально для программы "Вечер с Николаем Княжицким".

Как сообщает "Эспрессо", "Большое строительство" – программа президента Украины. Но при чем тут президент? В его обязанностях ничего не говорится об осуществлении каких-либо строек. Это ответственность правительства. Но, "какая разница", когда надо на чем-то пиариться. На самом деле, никакой программы президента не существует. Есть средства, которые расходуются в соответствии с утвержденными государственным и местными бюджетами так, как это было и  раньше. Но решили сделать дополнительную рекламу президенту Зеленскому. А заодно и на изготовлении этих табличек немножко украсть.


 
"Вы будете смеяться, но есть такой ФЛП "Владимир Зеленский", ну вот просто полное совпадение, который в прошлом году получил в Харьковской области заказ на изготовление наклеек "Большое строительство" на несколько тысяч гривен. И вот фактически есть все расходы на "Большое строительство". Но никакого "Большого строительства " как проекта самого по себе не было. Проект на самом деле выглядел несколько иначе: давайте возьмем 1% государственного бюджета, дадим его "Укравтодору", чтобы он его поделил между несколькими фирмами из картеля с маржой, которую зашили туда внутрь сметы и которую они очень не хотят показывать", – сообщил редактор сайта "Наши деньги" Юрий Николов. 

В расследовании взяли в виде примера инфраструктурные социальные объекты. Офис президента попросил список социальных объектов, которые строились или должны были строиться в регионах, и назвал это "Большим строительством". С таким же успехом можно было посчитать количество деревьев, которые сажают в каждой области и назвать эту цифру результатом "Большого садоводства".

По словам расследователей, ни одного правительственного документа, который бы содержал перечень объектов, условия участия в конкурсе этой программы, условия отбора и какие-то критерии нет. 
 
Как сообщает издание, министр территорий и общин Алексей Чернышев объяснял, что по его распоряжению каждая обладминистрация определила по 5 школ, садиков, спортзалов или футбольных полей, которые они планируют построить в 2020 году. Эти объекты все равно строились. Вернее, раньше их строили больше. Просто не называли "Большим строительством". Например, глава Днепропетровской обладминистрации Резниченко в отчете за 2017 год отметил, что в области построено и отремонтировано 25 школ и 17 детских садов. 

Как пишет "Эспресо", жаль, что Порошенко почему-то не догадался назвать это "Суперогромным строительством". В 2019 году Минрегионстрой заявлял, что за счет Госфонда регионального развития планирует построить и отремонтировать 277 школ и детсадов. А в 2020 году план на 259 школ и детсадов уже назвали "Большим строительством". Владимира Зеленского обижало то, что на очередном перерезании ленты ему напоминали, что объект фактически был построен при каденции Порошенко. И только достроен, как это и планировалось по срокам, после победы Зеленского.

Расследователи проанализировали все 10 объектов, которые по словам министра Чернышева якобы были "заморожены", а достраивались только благодаря «Большому строительству». Однако, согласно сайту "Минрегионстроя", где указано, когда возобновилось строительство, и сайта Prozorro, где указана дата завершения аукционов на строительство, 9 из 10 этих объектов начали строить в 2016-2019 годах. Единственный из десяти объектов, который разморозили благодаря программе Зеленского детский сад на 25 мест в селе Слободка Козовского района Тернопольской области. Министр же говорит, что без президентской программы объекты бы не достроили. На самом деле, это неправда.

По мнению журналистов, средства на программу были взяты из государственного фонда регионального развития, который был создан в 2012 году. Согласно закону, ежегодный объем фонда должен составлять не менее 1% от доходов бюджета. Эти средства и раньше тратились также, как и сейчас. Разве что системнее и без затрат на пиар президента.  

"Большим строительством" назвали все крупные строительные проекты, которые происходили в государстве в прошлом году. Были начаты за много лет до этого, продолжались, "висели" или за год до того начались – все, что строилось более или менее большого размера, даже сельские амбулатории, просто назвали "Большим строительством", редактор сайта "Наши деньги" Юрий Николов.

Заместитель председателя ОО "Публичный аудит" Андрей Вигиринский сообщил журналистам, что деньги взялись из изменений в налоговом кодексе и бюджетном кодексе, которые принимались несколько лет назад и предполагали поступления от акцизов за топливо и горюче–смазочные материалы в отдельный фонд, который назвали "Дорожным фондом".

По словам издания, темпы действительно увеличиваются. В 2020 году на ремонт и строительство дорог было потрачено 120 миллиардов гривен. А в 2018 всего 40 миллиардов. Странно только то, что в 2018 отремонтировали 3800 километров дорог, а в 2020 – благодаря программе "Большое строительство", как вы поняли – 4 000 м, то есть почти столько же.

"Эспрессо" выяснило, что было построено аж четырнадцать с половиной километров дорог. Еще шестьсот километров капитально отремонтировали. И снова поставили рекорды: не зря строительство называется "большим". Если в 2018 году на строительстве дороги №31 в Днепропетровской области один километр стоил 42 млн грн, то в 2020 году – 190 млн грн.
 
Как сообщают расследователи, и в 2018, и в 2020 гг самым популярным был средний ремонт дорог. В 2018 году на это потратили 21 млрд, в 2020 – 55 млрд. Одно удивительно: средняя стоимость такого ремонта с восемнадцатого до двадцатого года выросла вдвое.
 
По словам издания, в восемнадцатом году километр такого ремонта стоил 5 миллионов гривен, а в двадцатом – 11 миллионов. При этом в Днепропетровской области он обошелся в 27 миллионов за километр, в Луганской в двадцать четыре, и на Буковине в двадцать шесть миллионов.
 
Журналисты считают, что среди причин такого существенного роста стоимости работ – картельный сговор между шестью крупнейшими компаниями, которые разделили шестьдесят семь процентов бюджета на дороги.
 
Как утверждает "Зеркало недели", Европейский банк реконструкции и развития включил специальный раздел в контракт о предоставлении кредита на четыреста пятьдесят миллионов евро, который требует отстранения от европейских проектов четырех клерков, которые фальсифицировали тендерные предложения.
 

Предыдущий материал
Программа президента "Большое строительство" или "Большое воровство" ? Расследование " Эспрессо"
Следующий материал
После возвращения Крыма россиян, которые незаконно переехали туда, заставят уехать обратно – Резников
Строительство километра дороги Н-31 в 2020 году внезапно подорожало втрое – Омелян

Строительство километра дороги Н-31 в 2020 году внезапно подорожало втрое – Омелян

В Черкассах люди просят власть отремонтировать дорогу, которую затапливает последние 20 лет – подробности

В Черкассах люди просят власть отремонтировать дорогу, которую затапливает последние 20 лет – подробности

На Прикарпатье структуры, связанные с Коломойским, "отмыли" на строительстве местных дорог более 370 млн грн – эксперты

На Прикарпатье структуры, связанные с Коломойским, "отмыли" на строительстве местных дорог более 370 млн грн – эксперты

"Масштабное злоупотребление на строительстве украинских дорог": куда идут средства налогоплательщиков и кто зарабатывает на пандемии – пресс-конференция

"Масштабное злоупотребление на строительстве украинских дорог": куда идут средства налогоплательщиков и кто зарабатывает на пандемии – пресс-конференция

Борьба с ДТП: на участках с камерами автофиксации стало втрое меньше смертей – МВД

Борьба с ДТП: на участках с камерами автофиксации стало втрое меньше смертей – МВД

Жизнь без дорог – почему за 7 лет в прифронтовом Крымском не обустроили автодороги

Жизнь без дорог – почему за 7 лет в прифронтовом Крымском не обустроили автодороги