Жизнь без дорог. С начала боевых действий на востоке жители прифронтового Крымского оказались в ловушке. Асфальтированные дороги остались на оккупированной территории. Грунтовые же весной и осенью размывает. Восстанавливать их помогают военные, которым тоже необходим проездной путь к своим подразделениям на передовой. Почему за 7 лет дороги так и не обустроили − разбиралась журналистка "5 канала" Виктория Ковалева.
Сергей – водитель школьного автобуса в Крымском. Говорит, с началом боевых действий любимая работа превратилась в испытание. Жители села уже забыли о том, как выглядит асфальт.
Теперь к сельским дорогам больше приспособлен крупногабаритный транспорт. Путешествия по собственной машине приводят лишь к дорогому ремонту.
"Колодки надо смотреть, тяги смотреть. Или погнул, или еще что-то. И тракторами таскают. Хорошо, что у нас есть, что таскают. Примерно, как в 40-х годах", − рассказывает водитель Сергей Харламов.
Вот это реалии прифронтовых дорог. Асфальтированные пути остались на оккупированной территории. Единственная возможность добраться до сел вблизи Бахмутской трассы − грунтовки, которые не берет на баланс ни одна служба автомобильных дорог.
Председатель военно-гражданской администрации Крымского Юрий Константинов говорит, что несколько раз поднимал вопрос о том, чтобы заасфальтировать подъезды к селу. Но помехой стала местная почва.
"Там местность такая. Вода из реки и все топится. За эти 4 года высыпали туда военные сотни тысяч тонн камней, песка, мергеля, породы. И все оно уходит. Там асфальт невозможно по факту", – отмечает глава военно-гражданской администрации Крымского Юрий Константинов.
Вадим − военный инженер. Это уже вторая ротация бойца в районе Крымского. Говорит, что по меньшей мере раз в месяц дорогу к селу приходится ровнять военной техникой.
"Земля действительно твердая. Если мерзлая почва, или лето, жара, дорога укатана, то тяжело берется. Как по полю идёшь, то легко, а как дорога укатана, то очень тяжело бывает. Жмешь на всю. Уже машина поднимается. И не хочет местами лезть", – рассказывает военнослужащий ВСУ Вадим.
На этот раз латают ямы шлаком, который привезли гражданские.
От этой дороги зависит не только комфорт жителей прифронтовых сел, но и стратегическое обеспечение армейских подразделений.
"При наличии нормальных дорог мы можем быстро осуществлять подвоз имущества, эвакуацию раненых, и содержать в нормальном техническом состоянии нашу технику, потому что от состояния дорог зависит и техническое состояния", – говорит военнослужащий ВСУ Владимир.
Покрытия хватит до потепления, говорит глава Крымского. Но и этому радуются. Уверен, решить проблему может лишь возвращение Бахмутской трассы под контроль Киева.
Виктория Ковалева, Александр Лахтин, Сергей Могилевич, Луганская область, "5 канал"