Воздушный террор: роковые ошибки и сознательные преступления – советские ракеты на службе режимов

Самолет иранских авиалиний А300Б 5 канал / Машина часу
Расследование журналистов программы "Машина времени" на "5 канале", посвященное преступлениям советского режима и российской власти, из-за которых гибли пассажирские авиалайнеры

8 января 2019 года в небе Ирана сразу после взлета был сбит пассажирский Боинг-737 рейса Тегеран-Киев. Погибло 176 человек. Лайнер сбила ракета советского производства, и это не случайность, ведь большинство пассажирских самолетов в истории были сбиты именно советским или российским оружием. 

В лайнер попали две ракеты из советского зенитного комплекса "Тор". 29 единиц такого оружия Иран получил от России еще в 2007-м. На тот момент Исламская республика уже была под западными санкциями за попытку разработать собственное ядерное оружие. Характерно, что эти мощные ракеты получила не армия Ирана, а так называемый "Корпус стражей Исламской революции", который не подчиняется президенту страны, а только верховному вождю — Великому аятолле. Они имеют собственные сухопутные войска, авиацию, флот и спецподразделения. 

Корпус стражей Исламской революции
Корпус стражей Исламской революции5 канал / Машина часу

Поставки российских "Торов" в Иран не были секретом. Это повлекло громкий скандал в западных СМИ. Не стало тайной и получение этих ЗРК именно одиозными столпами режима — "Корпусом стражей". Этим открыто хвастались уже иранские медиа. 

Аятоллы и Стражи решили не ждать Гаагского трибунала, и уже на третий день признали свою вину. Все списали на ошибку оператора ракетного комплекса. Однако такое объяснение оставляет много вопросов. 

"Вопрос в том, была ли это ошибка. Если да, то при каких обстоятельствах она произошла, что ей предшествовало. Если нет, то по каким причинам эта неошибка тоже имела место быть. Я не исключаю, что любой лайнер мог быть их мишенью. Не обязательно украинский. Он просто подвернулся под руку. С тем, чтобы пойти на дальнейшую эскалацию конфликта," – Алексей Кафтан, журналист-международник, историк.

Пассажирские самолеты в человеческой истории сбивали неоднократно, и виновник всегда становился известным. Это, кажется, понял уже весь мир, кроме Путина.

Пассажирские самолеты стали частой жертвой военных едва ли не с момента создания гражданской авиации

Этим печальным достижением отметились армии самых разных стран. Разница заключалась лишь в том, было ли это сознательным преступлением или роковой ошибкой. 

Японские самолеты
Японские самолеты5 канал / Машина часу


Первой атакой на пассажирский самолет отличилась Японская империя во время своей агрессии в Китае. Летом 1938-го сразу 8 имперских истребителей атаковали гражданский лайнер Дуглас Ди-Си-Два с 15-ю лицами на борту. До войны это был один из самых распространенных в мире самолетов, типа нынешних "Боингов", и не узнать его было невозможно. 

Несмотря на это, истребители выстроились в формацию для атаки и открыли огонь. Пилот пассажирского лайнера попытался выйти из-под удара. Когда его начали преследовать, совершил аварийную посадку на воду. Это предусматривала инструкция и сама конструкция самолета. Но и на воде его продолжили расстреливать. В результате выжил только один из пассажиров, радист и пилот-американец. 

"Специфика ситуации была в том, что самолет не был чисто китайским. Местный перевозчик взял его в аренду у компании Пан-Американ, вместе с пилотом. Катастрофа вызвала бурное возмущение действиями японцев в США. Вашингтон направил в китайскую армию своих советников, а впоследствии – целый добровольческий авиаполк, который получил название "Летучие тигры". Герои-добровольцы стали звездами глянцевых журналов, а Япония потеряла последние надежды на победу в Китае" – Иван Дерейко, историк.

Интересна и дальнейшая история пресловутого самолета. Его подняли со дна реки, отремонтировали и снова поставили на рейс. И через два года его снова атаковали японские истребители. Пилот успел посадить лайнер, но его вдребезги расстреляли уже на земле. Погибло 9 человек. 

В разгар Второй мировой количество сбитых гражданских самолетов возросло. Характерно, что все эти преступления на счету агрессоров

В 1942 году японские истребители сбили над Тихим океаном еще два гражданских аэроплана — британский и австралийский. В обоих случаях пилоты сумели дотянуть до суши, и все же погибло 17 пассажиров, в основном беженцы.

В 1943 году список сбитых авиалайнеров пополнили нацисты. Над Бискайским заливом немецкие истребители без видимой причины сбили британский рейсовый Дуглас Ди-Си-Три. Среди 17 погибших был популярный английский актер Лесли Говард. 

Третьим в перечне воздушных пиратов предсказуемо стал Сталин.

Сталин
Сталин5 канал / Машина часу

В июне 1940 года советские патрульные самолеты ДБ-3 уничтожили пассажирский Юнкерс 52 финских авиалиний, который вылетал из Таллинна в Хельсинки. Погибло 9 человек — финны, немцы, французы, американец, швед и эстонец. Впоследствии в мемуарах один из участников преступления оправдывался: лайнер не реагировал на требования изменить курс, а пассажиры вроде через иллюминаторы угрожали "сталинским соколам" кулаками и пистолетами. 

На тот момент финский самолет даже теоретически не мог иметь статуса "врага". А требовать изменить курс гражданского воздушного судна в чужом воздушном пространстве коммунисты не имели права. То есть это был акт воздушного террора, инициированный напрямую из Кремля. 

В 1947-м нидерландские истребители сбили индийский Дуглас Си-47 Скайтрейн. Погибло 8 человек. Транспортник вез медикаменты от Красного Креста в охваченную национальным восстанием Индонезию. Официальная Гаага сначала отвергала обвинения со стороны повстанцев, но когда событие получило международную огласку и претензии выдвинула Индия, Нидерланды впервые выплатили компенсации родственникам жертв авиакатастрофы и купили Красному Кресту новый самолет. Так изобрели цивилизованную форму преодоления кризисов с помощью непреднамеренного сбивания гражданских бортов. И уже вскоре она очень пригодилась.

В 60-х-70-х годах передовые страны осуществили настоящий прорыв в развитии ракетного оружия

Теперь для уничтожения целей – вражеских подразделений, моста или самолета – к ним не надо было приближаться, просто указать координаты или выделить маркер на радаре и нажать кнопку.

В 1968 году лайнер Эр Франс после пролета мимо французской ракетной базы на острове Левант запросил аварийную посадку в Ницце, но до берега не дотянул. Погибли 95 человек. Родственники погибших получили компенсации, но подробностей катастрофы военные не раскрывают до сих пор. 

В 1980-м Париж промахнулся во второй раз. Над Тиренским морем взорвался итальянский МакДоннел-Дуглас, на борту был 81 человек. Многоэтапное расследование выявило: неподалеку французские истребители вели бой с ливийскими Мигами, и одна из ракет выбрала стороннюю цель. Компенсации жертвам выплатила Италия.  

Бывали и случаи целенаправленного попадания, когда гражданские самолеты принимали за нечто другое. Так было в 1973 году, во время очередного обострения на Ближнем Востоке. Самолет ливийских авиалиний, который летел курсом из Каира в Триполи, заблудился и отклонился от курса на несколько сотен километров, зайдя в воздушное пространство Израиля. 

Лайнер был перехвачен парой израильских "фантомов", пилоты увидели друг друга, но не нашли общего языка. Вместо того, чтобы выполнять команды военных, ливийцы выполнили резкий поворот, словно хотели оторваться. Израильтяне решили, что лайнер захватили террористы — таких случаев в те годы было много. Погибли 108 пассажиров. После международного расследования глава Генштаба Сил обороны Израиля Давид Элазар взял вину на себя, а страна выплатила семьям погибших ливийцев свыше 3 миллионов долларов. 

В 1988 году ракетный крейсер Винсон уничтожил над Персидским заливом иранский самолет, не сумев правильно идентифицировать цель. Крейсер прикрывал кувейтские танкеры от нападений со стороны Ирана и уже отбил атаку катеров. Поэтому, когда через 20 километров обнаружил приближение воздушной цели, сразу атаковал двумя ракетами. 

На борту было 290 человек. По результатам внутреннего расследования США не стали дожидаться международного суда и добровольно выплатили семьям жертв 62 миллиона долларов. При этом Вашингтон и Тегеран продолжали находиться в состоянии необъявленной войны. 

В разгар боев за Нагорный Карабах обе стороны сбивали борты с беженцами. Армяне намеренно или случайно сбили вертолет Ми-8, а азербайджанцы — ближнемагистральный Як-40. В первом случае погибло 44 человека, во втором пилоты сумели посадить подбитую машину и все выжили. 

Попала в этот список и Украина, но при довольно странных обстоятельствах. В 2001-м ракета украинского зенитного комплекса С-200 сбила российский Ту-154 над Черным морем. Президент Кучма признал вину ВСУ. Однако на государственном уровне к официальному Киеву Москва не выдвинула никаких претензий, поэтому юридически вина Украины установлена не была. Почему Украина согласилась без юридического признания вины и выплатила компенсацию?

Предыдущий материал
Вода для Крыма: что об этом думают крымчане и что имел в виду "слуга народа"
Следующий материал
Революция Достоинства: что стало "красной линией" для власти Януковича