Александр Клименко уже три десятилетия – фотокор газеты Верховной Рады. "Голос Украины" начал выходить как раз за год до провозглашения независимости. В тот исторический день 24 августа Александр работал в зале. Пытался ухватить моменты голосования.
"Четко помню, что у меня было 24 пленки", – говорит фотокорреспондент.
А еще успел поймать митинг под парламентом. Сотни людей пришли маршем с флагами с Майдана – в то время площади Октябрьской революции. Все в ожидании – как вот эта женщина у самых дверей Рады.
"Это как раз 24 августа, на мой взгляд, у нее такие выстраданные глаза. Она ждет независимости, возможно, что завтра станет жить лучше. Знаете, есть такие моменты, когда ты горд за свою страну. Как раз это был тот момент", – отмечает Александр Клименко.
Независимость провозгласили, к трибуне вышли члены Народного Руха.
"Мне кажется, это одно из самых главных фото, мне нравится, во всяком случае. Все закончилось, они встали возле трибуны и спели гимн, это было очень круто", – вспоминает фотокор.
Но это было только начало. Украинский флаг подняли над парламентом не сразу – аж 4 сентября.
"Вот Левка Лукьяненко подбрасывают. Я с такого ракурса. Ну там еще были другие фотографы", – говорит Александр.
Один из них – Ефрем Лукацкий. Он с 90-х работает на американское информационное агентство Associated Press. В исторический момент 24 августа тоже был в Верховной Раде.
"Я там успел все в тот день обегать. Вот этот момент – заносят флаг, его много где напечатали", – замечает Ефрем Лукацкий.
Ефрем Лукацкий готовится издать книгу. Снимал во многих горячих точках – в том числе и российско-украинскую войну на Донбассе, видел, как пророссийские боевики захватывали управление СБУ в Донецке и расстреливали мирный марш весной 2014-го.
"Там было очень тяжело работать, потому что они бросались с палкой на камеры, только ее видели", – объясняет фотокорреспондент агентства Associated Press.
Ефрем Лукацкий единственный из украинских фотокоров, который из сессионного зала снимал голосование за украинскую Конституцию в июне 96-го. А еще он снимал скандальную ратификацию Харьковских соглашений – тогда спикера Владимира Литвина забросали яйцами.
"В парламенте работать очень легко. Это как в театральной ложе. Сидишь, а под тобой ристалище, гладиаторы бьют друг друга", – шутит фотокорреспондент.
В последних двух созывах бьются меньше, говорит парламентский фотокор Ян Доброносов.
"Это у меня обычный полноматричный Canon, есть Nikon, и эти штуки добивают далеко и хорошо позволяют снимать переписки", – убеждает Доброносов.
Последние два созыва ловит нардепов из ложи прессы. Снимает детали одежды и детали их переписок в рабочее время.
"Это интересно людям, та жизнь, которая за кулисами. Это охота. Я иногда еду в метро и кто-то смотрит фотографию на телефоне и увеличивает, вот это – обожаю", – рассказывает фотокорреспондент.
За эту работу нардепы Яна и его коллег критикуют. И вместо работы следят за направлением объектива фотокоров.
"50%, если не больше, своих заседаний они смотрят вверх, кто там их поймал", – замечает Ян Доброносов.
Скандальные переписки из Рады снимали коллеги Яна Доброносова из издания "Буквы". Они поймали нардепа от "Слуги народа" Богдана Яременко на переписке об интимных услугах прямо во время заседаний. За это поплатился должностью председателя комитета внешней политики. Фотокоры годами наблюдают за сменой поколений украинских политиков.
"Интеллектуальный уровень нашей власти меняется. Вот это эпоха, это люди, которые толкали историю. Это совсем другой уровень. А сейчас это немного другое. Нынешнего президента очень сложно снимать, он актер. У него каждую секунду меняется лицо. Документальная фотография – это всегда живые люди, и за ними есть история", – отмечает Ефрем Лукацкий.
Такие истории собирала во время Революции достоинства фотограф Анна Грабарская. Например, вот этот майдановец на баррикадах с варениками. Или роза на фоне беркутовца.
"Тогда мне казалось, что это такой крутой кадр, а сейчас кажется больше попсовым. Я снимала интуитивно портреты людей, я не снимала такой экшн", – объясняет Анна Грабарская.
Но все же первые моменты противостояния на Грушевского – Огненное крещение – успела поймать.
"Вот это первый факел на Грушевского. Беркутовцы все, и такой момент, как два берега, столкновения", – вспоминает фотограф.
Осознание того, что снимала тогда исторические моменты, говорит, приходит уже сейчас, когда просматривает свои архивы.
"Во время съемки ты сконцентрирован больше на съемках, чем на личных ощущениях. Я не человек, который будет подставлять себя под риск. Я не считаю, что кадр важнее условно моей жизни и здоровья", – уверяет Анна.
Все четверо фотокорреспондентов признают, что их профессия понемногу исчезает. Ее заменяют очевидцы с телефонами. И все же пиковые моменты истории государства как раз увековечивают документальные снимки.
Мария Писаренко, Александр Степанов, Эдвард Белинский, "5 канал"
Напомним, к 30-й годовщине Независимости Украины тысячи людей получили возможность наконец выучить государственный язык. "30 лет – 30 шагов к украинскому языку" – под таким лозунгом 19 августа стартовал языковой марафон.
Способны растрогать каждого – забавные фото диких животных