"Сейчас ПРЕСТУПЛЕНИЕ не научить детей обороняться": разведчик "Лес" о патриотическом воспитании в "Кто с Мирошниченко?"

Разведчик с позывным "Лес" 5.ua
Потрясающая история разведчика с позывным "Лес", который во время одного из заданий потерял ногу, подорвавшись на минном поле. Пока его побратим нес "Леса" на плечах, разведчик успел нарисовать карту минного поля, чтобы бойцы могли пройти без повреждений и выполнить миссию. После реабилитации и протезирования "Лес" вернулся в подразделение в качестве инструктора. Сейчас он является главным идеологом и организатором обучения молодежи "Звитяга"

Кто такой "Лес"

– Я сотрудник Главного управления разведки, спецподразделение "Артан", мой позывной "Лес".

– Почему у вас такой позывной, расскажите нам.

– Это такая история, я с 2015 года занимался патриотическим воспитанием детей, и у меня когда-то была группа самых маленьких детей – это 5 лет, и они мне дали позывной "Лесник", это для меня дорогие очень воспоминания.

– С чем это связано?

– Мы там проводили наши патриотические мероприятия в лесной местности, дети жили в палатках, и вот они мне почему-то дали позывной "Лесник", и мне это как воспоминание дорогое об этих детишках, и я решил немного сократить этот позывной и оставил "Лес".

– Очевидно, вы как разведчик хорошо ориентируетесь в лесу, что вам очень выгодно?

– Да.

Как "Лес" получил ранение

– Сначала поговорим о вашем ранении. Вы сказали, что сейчас у вас со здоровьем все, насколько это возможно, хорошо.

– Ранение я получил летом 2023 года, на одной из операций нашего спецподразделения. Это было на территории ***, мы попали на минное поле, и там я получил ранение левой ноги и там через минуту потом я еще встал коленом правой ноги на мину и получил травматическую ампутацию.

– Расскажите – это какое-то задание у вас было?

– Да, это было задание. Я думаю об этом задании еще рано рассказывать. Я был с группой из шести человек, трое получили ранения как раз во время этого боевого столкновения, я оказался посреди минного поля, была усложнена эвакуация меня, но ребята подготовлены, прошли по минному полю, сделали тропу. И один из моих побратимов, позывной его "Экстаз", взвалил меня на плечи и вынес прямо с минного поля под минометным обстрелом, под вражескими дронами. Я корректировал своего побратима, потому что когда он меня взвалил на плечо, он не видел, куда ему ступать, он не видел своих ног, и взвалил меня на плечо и говорит: "У нас проблемы". Я ему говорю: "Какие проблемы? Пойдем домой". Он говорит: "Я не вижу, куда мне ступать". И вот я у него на плече висел и корректировал каждый шаг, говорил – поднимай правую ногу, 20 см вперед, немного левее, и он каждый шаг под мое сопровождение такой, делал каждый шаг, и так мы вышли с минного поля, где нас уже на более или менее безопасном участке подхватили ребята с носилками и там уже вынесли меня тогда с минного поля.

Как-то в тот момент боли я вообще не чувствовал, я контролировал, я знал, что со мной происходит, я долго готовился, проходил множество курсов подготовки медицинской, поэтому я знал, что со мной будет, какие будут реакции организма, я был готов к этому, я сам себе наложил два турникета, оценил ранение левой ноги, там сейчас медики меня будут ругать. Я принял решение не накладывать себе турникет на левую ногу, хотя она была рассечена по всей длине и там сверху была большая 10-сантиметровая рана, и там торчал осколок, кусок железа. Я, оценив то, что кровь там запеклась и у меня нет критического кровотечения, я отказался сам и запретил медикам накладывать турникет, потому что знал, что если мне наложат турникет, то я потеряю и левую ногу тоже, прямо заставлял на поле боя медиков тампонировать мне эти раны.

О реабилитации и ампутации

– А они вам говорят, что "Что ты нам здесь рассказываешь?"

– Они на свой страх и риск тампонировали, это под вражеским обстрелом, затампонировали две небольших раны, а потом, когда начали большую тампонировать, увидели внутри осколок и дали мне уже принимать решение – или осколок мне доставать – потому что так было – если бы мы начали тампонировать с осколком, пока не было критического кровотечения, но была вероятность, что этот осколок прорежет мне артерию, или же достать осколок, а, возможно, он в артерии и запекся там, и тоже сам останавливает критическое кровотечение. Так я принял решение вынимать этот осколок, мы его вынули и, слава Богу, критического кровотечения не было. Так я сохранил себе левую ногу. С правой ногой уже на хирургическом столе хирург мне сообщил что там было полное разрушение коленного сустава, разбитые кости, потерянные на 40% мышцы, так врач мне сказал, что у меня есть варианты: либо проводить ампутацию, либо пытаться отреставрировать, заменить коленный сустав, и это продолжалось где-то около трех лет, такая реабилитация, а ампутация позволяла мне за полтора года встать уже на протез и вернуться на службу. Я несомненно хотел возвращаться на службу, даже не было никаких, прямо на поле боя. Кстати, мой комбат приехал на мою эвакуацию, и я там прямо на поле боя брал с него слово, что он меня не оставит и что позволит мне вернуться на службу. И он прямо там мне это пообещал. Я выбрал ампутацию уже.

– Я не знаю, как вы, мне кажется, что такое сложное решение это когда у тебя спрашивают да, или нет? Ты должен как-то подумать, потому что назад уже нет дороги.

– Ну да. Я оценил все "за" и "против". Мне предложили, что там этот сустав мне поставят, потом есть вероятность, что будет отторжение, мышцы на 40% потеряны, я все равно буду ходить с палочкой. А сейчас современные технологии позволяют сделать такой протез, что на нем можно бегать-прыгать. Так я принял решение, чтобы поскорее вернуться в строй, принял решение провести ампутацию. Врачи мне говорили, что я вернусь через полтора года, но уже через семь месяцев я вернулся в строй.

Разведчик с позывным "Лес"
Разведчик с позывным "Лес"5.ua

Как "Лес" выходил с минного поля

- Сейчас проговорили с ребятами перед интервью, что у вас все зафиксировано, все записано как у настоящего разведчика, все шаги, да? карту какую-то составили...

– Да, вот когда я получил ранение, наложил себе турникет, оценил свои ранения, то меня так накачало адреналином, что тело само требовало каких-то действий. Я почистил себе оружие, разложил свой боекомплект, привел в порядок свое оборудование, свою броню, вел переговоры по рации, кстати, с комбатом. Комбат не поверил сразу, что это я с ним общаюсь, говорит: "Мне сказали, что "Лес" "300-й". Я говорю, да я "300-й". Он говорит: "Так у тебя тяжелое ранение". Я говорю: "Да, это верно". Так было непонятно, что я так адекватно могу вести себя, так, что я сразу корректировал ребят, рассказал ситуацию на поле боя, о минном поле рассказал, я набрал себе обезболивающего в шприц, но понял, что сейчас оно мне не нужно, и я понимал, что если я вколю его, то уже мое сознание будет омрачено, я принял решение пока не колоть, пока меня не вынесут и я не смогу нарисовать эту карту минного поля, чтобы ребята мои не попали уже в эту ловушку дальше.

Об инженерном подразделении ГУР

– У вас должность "инженер", правильно? Как правильно назвать вашу должность?

– Да, на период своего ранения я командовал инженерным подразделением.

– Расскажите, что это такое – инженер в разведке, инженерное подразделение в разведке, чем вы занимались?

– Согласно классической схеме ведения военных действий, инженерное подразделение всегда впереди, оно делает доразведку местности, делает разминирование местности и прокладывает маршруты для движения основных сил.

– Чем вас россияне в вашей практике удивили?

– Не то чтобы удивили, но постоянно появляются у них новые подходы, они новые тактики вырабатывают.

– Возможно, не ожидали, да?

– Да, неожиданно – это была тактика использования их, когда они пускают одного-двух бойцов на штурм каких-то позиций, и, разумеется, это смертники, и это они так пускают их, и таких групп множество...

– Я всегда думала – как они соглашаются? Подходят к одному и говорят ты должен идти, он понимает, что это на смерть.

– У них просто нет выбора, потому что их разными способами заманивают. Сейчас наша разведка говорит о том, что девять из 10 россиян попадают в армию обманом. 10% только – это такие мотивированные, которые прокачаны российской пропагандой, а 90 – это всяческим обманным способом, они либо ипотекой, либо там фиктивным уголовным делом, они попадают в армию и вот там они не мотивированы, но их принуждают, есть много сведений о том, что они не имеют права выйти с поля боя, если у них нет тяжелого ранения. И даже если они имеют тяжелое ранение, то с поля боя их нерадостно забирают, чтобы не обременять свой бюджет разными выплатами, так просто делают – "забывают" его на поле боя и делают его без вести пропавшим.

О потерях на минных полях

– Много ли потерь среди россиян именно на заминированных полях? Насколько они научены, как по ним двигаться, как передвигаться?

– Инженерное искусство в российской федерации поставлено на очень высокий уровень из-за постоянного их участия в разных конфликтах по всему миру. У них огромный опыт и инженерная школа у них очень мощная, но советская техника не позволяет им эффективно в современной войне использовать эти знания. Плюс тотальный контроль фсб, вот чем отличается украинская армия от российской – нам удалось консолидировать усилия общественных объединений разных – волонтерских, айтишников, конструкторов, инженеров, армия берет эти разработки себе. А вот российский тоталитарный режим и служба фсб – они боятся своих людей и они не так стремительно и быстро внедряют эти новинки, потому что люди-волонтеры их, так называемые, и люди со стороны, те, кто не в структуре армии, не могут свои разработки внедрять, хотя и есть какие-то идеи интересные.

О глупости россиян

– Какие у вас происходят, возможно, курьезные случаи, если можно это так назвать, там, где вы могли обмануть врага как-нибудь? Или они от нас чего-то не ожидали, но по глупости своей шли, а вы смотрели и думаете: "О, Господи!"

– Лучший пример это, конечно, начало полномасштабного вторжения, это когда они ехали колоннами, это была такая глупость с их стороны, многих из них мы брали там в плен людей, тех же бурят, так они просто не ожидали такого, это было по-глупому, у них был запас сухпайка на три дня, у них не было топлива достаточно, техника была в ненадлежащем состоянии – и это была такая... Вот они хотели нахрапом, на характере заехать и надеялись, что им удастся взять Киев. Это, конечно, было самое глупое, но теперь не стоит их недооценивать, как многие наши внутри – и журналисты, и общественные деятели – говорят, что это тупые "ванюшки", которые плохо воюют.

– Мне кажется, что сейчас такого нет?

– Есть еще такое присутствие, я даже отношу именно такие информационные вбросы ко вражескому ИПСО больше. Это оказывает негативное влияние на наших воинов, не стоит недооценивать своего врага.

Как происходит дистанционное минирование

– Давайте еще поговорим о дистанционном минировании, оно постоянно на слуху, можете рассказать, как это происходит и какой вред оно приносит?

– У нас сейчас сделаны такие платформы интересные, государство как раз начало платформы поддержки гражданского общества, частных организаций разных в изготовлении мин, в изготовлении дронов, в изготовлении наземных роботизированных систем. И это очень качественно повлияло на развитие технических возможностей нашей армии. Сейчас мы имеем около 2000 рассматриваемых разработок, образцов вооружений и образцов техники. Это постоянный процесс испытания на полях, на испытательных площадках. И одной из таких разработок являются именно мины, которыми можно дистанционно минировать – как противопехотные, так и противотанковые мины. По разным оценкам, у нас есть потребность в около 150 000 мин противотанковых, чтобы мы могли закрыть свой фронт и ограничить возможности российских войск к дальнейшему продвижению. Такое практикует наша армия, и большинство образцов таких мин для дистанционного минирования – это разработки частных организаций, сотрудничающих с Министерством обороны. Достаточно эффективно это работает на поле боя, единственное, что сейчас у нас еще недостаточно этих ресурсов.

– А в чем проблема? Разработки очень долго производить или какая-то бюрократия мешает?

– В начале, еще недавно, мы дистанционно миновали советскими образцами вооружения, перерабатывали советские образцы мин, разных боеприпасов и ими именно происходило такое минирование. Сейчас ресурсы эти уже советских образцов заканчиваются, подходят к концу, но приятно знать и понимать, что государство сделало такие шаги для облегчения этого процесса производства, устранения этих разных бюрократических преград при производстве различных боеприпасов и образцов вооружения новейших. Поэтому мы на правильном пути, надеюсь, вскоре у нас будет достаточно ресурсов уже украинских, именно украинских разработок, которые используем на поле боя.

Какой потенциал у врага

– Как считаете, с какими силами российская армия зашла в 2025 год? Я имею в виду, как бы вы сейчас, по своему опыту и своей специальности, оценили бы противника? Потому что кто-то говорит, что у них не так много ресурса, кто-то говорит о том, что наоборот, россия еще не использовала весь свой потенциал и, возможно, даже не начинала его использовать. Вот интересно, каково ваше мнение?

– По-моему, технический ресурс у них все больше истощается, недаром они привлекают технику из Северной Кореи, иранскую технику. Если бы у них было достаточно мощности, экономические санкции подорвали бы их способность к наверстыванию этих потерь на поле боя. Я считаю, что их главным ресурсом являются их рабы, которых можно загонять тысячами на поле боя. По сути, современная война зашла в такую "тупиковую" ситуацию, потому что ни россияне фактически не могут какие-то совершить оперативные прорывы, ни мы из-за чрезмерного использования новейших видов вооружений и технологий, как со стороны россии, так и с нашей стороны. Очень трудно быстро научиться противодействовать этим, и вот это, я думаю, стабилизирует фронт. Где-то мы на равных находимся с ними, но преимущество россиян, еще раз скажу, что это их живая сила, которую можно тысячами просто посылать, у нас такой возможности нет. Наше командование не тратит так человеческий ресурс, бережет его, потому что у нас он исчерпывающийся. Я надеюсь и верю в то, что цена жизни у нас намного выше, ценится человеческая жизнь, чем на россии. Главный их ресурс – это люди.

Станет ли 2025-й решающим?

– Вы верите в то, что 2025-й может стать решающим? Знаете, Трамп придет к власти, инаугурация, переговоры... Вы верите, что в 2025 году будут определенные решения?

– Я не надеюсь на внешнее разрешение конфликта. Кто-то там Трамп или какие-то еще внешние силы не смогут сделать того, что сможем сделать мы. Мы должны поставить россию в такие условия, когда им будет не выгодно продолжать войну во всех смыслах, во всех смыслах они увидят, что они проиграют – только тогда мы их остановим. Сейчас пока я не вижу таких прорывов либо в технологической сфере, либо в информационной, чтобы мы ну такое прямо преимущество имели, сейчас преимущество имеют, к сожалению, россияне. Вот путем своей живой силы они просто прут-пруть-прут на некоторых направлениях, устилают телами своих погибших поля. Надеюсь, что все-таки появится черный лебедь, который поможет нам сломать такое положение вещей, которое сейчас существует, и мы все-таки сделаем какой-то прорыв, который поможет нам.

О воспитании патриотизма у детей

– Вы уже начинаете помогать и продолжаете точнее, учитывая, что вы сейчас занимаетесь патриотическим воспитанием. Это вообще такая интересная тема мне лично, и мне кажется, что она очень мало освещена на самом деле в средствах массовой информации. Теме патриотического воспитания, мне кажется, что не так много времени уделено. И в принципе наша государственная политика, мне кажется, что она сейчас не на лучшем уровне, вот именно в сфере патриотического воспитания. Как вы считаете, государство недооценивает этот кусок работы? Правильно ли оно делает сейчас?

– Да, наше государство, немножко мы отстаем от потуг россии относительно именно патриотического так называемого воспитания молодого поколения. Что делает россия? С 2016 года объединили, там у них было около 2000 таких патриотических объединений, которые занимались, у россиян же патриотическое воспитание – неотделимая часть военно-патриотического воспитания, поэтому можно говорить, что это военная просто подготовка молодежи. Вот в 2016 году они создали так называемую "юнармию" – это объединение патриотической молодежи, куда они собрали 2000 организаций разных патриотического направления, объединили их усилия и создали такую государственную программу, которая называется "юнармия". Сейчас они говорят, что они насчитывают около 1,5 млн участников. Также у российской федерации есть федеральная программа, которая предусматривает к 2030 году привлечь до 80% детей к так называемому патриотическому воспитанию. По сути, к военной подготовке молодежи. Также у них есть патриотический клуб "Воин", руководство которого презентует свою деятельность и говорит о том, что у них 5 млн участников в этой организации. Именно этот патриотический клуб или организация "Воин" занимается промывкой мозгов детей на оккупированных территориях – это Крым, Херсонская, Запорожская, Донецкая, Луганская области.

В прошлом году они привлекли 10 000 украинских детей к военной подготовке, где они активно промывают мозги детям и учат их разным военным дисциплинам.

– Что мы можем противопоставить со стороны государства?

– Мы можем противопоставить. Сейчас у нас есть государственные программы: государственная программа Министерства образования, это адаптация программы школьной "Защита Родины", вывод ее на новый формат, это когда будут созданы ячейки патриотического воспитания и куда будут приезжать дети и эту программу месячную они будут проходить за два-три дня, именно работая в таких ячейках. Но эта программа экспериментальная и она с 2024-2026 год имеет статус пилотного проекта, в 2026 году только будет собрана информация, как с этим дальше работать, и потом уже какая-то концепция будет выработана, как все внедрить, и как оно заработает. Министерство обороны сделало также свой пилотный проект, который должен быть запущен с сентября 2025 года – это проект базовой военной подготовки молодежи с 17 лет. Он предусматривает 90 дней теоретического ознакомления с военными дисциплинами и 210 дней практической отработки в полевых условиях. Министерство обороны предлагает, это сейчас носит рекомендательный характер, также нарабатываются только все эти методики, предлагает объединить усилия общественных объединений, ветеранских объединений, различных волонтерских, приобщить Министерство образования и науки, Минветеранов, Минцифры к этому проекту привлечь, чтобы все разработали эту методику, как базовая военная подготовка должна организоваться. С сентября запущен будет пилотный проект, много сейчас нареканий среди специалистов, потому что этот проект еще сыроват, не прописано, как именно люди будут привлекаться, кто будет заниматься их подготовкой, где брать финансирование. Трудно это все идет, тяжело.

Сами слова, знаете, "пилотный", "экспериментальный"... То есть пока наши враги активно все это делают, развивают, а у нас пилотный проект с 2026 года...

– Да, мы только становимся на этот путь, мы отстаем. Как я говорил, что россия с 2016 года начала заниматься этими вопросами, мы также должны были где-то в это время, с 2014 года, от этих крымских событий, мы уже должны были начать. Я занимался с 2015 года патриотическим воспитанием детей, я сталкивался, начиная от непонимания – для чего это все нужно, когда у нас была война, заканчивая откровенным саботажем патриотического воспитания детей. Сейчас мы можем наблюдать влияние вражеского ИПСО на родителей, на самих детей. Родители вместе со своими детьми даже отказываются от подготовки базовой в школах, предмета "Защита Родины", они отказываются и боятся этого процесса.

Родители не хотят, чтобы их дети посещали курсы патриотического воспитания

– Я думаю, здесь очень интересно будет родителям послушать, у кого есть дети напишите, предлагали ли вам в школах, вашим детям как-нибудь приобщаться к таким курсам? И интересно, что это за нарративы, как они могут повлиять на родителей, которые сейчас просто нас смотрят, на что нужно обращать внимание, чтобы человек различил действительно ли это вражеская история, ИПСО или не ИПСО?

– Мощные силы брошены россией на дискредитацию, так называемая "бусификация", вот все – это вражеское ИПСО, дискредитация территориальных центров комплектования, что это враги внутри государства их сделали. И благодаря этому родители детей, смотря на это все, это информационное влияние мощное приводит к тому, что они делают выводы о том, что у них заберут ребенка и этот ребенок сразу погибнет, его отправят в тот окоп, где его расстреляет артиллерия и все… Государственная политика проседает в этом вопросе, другой информации просто родители не получают. А мы должны, государство должно сформировать такой мощный информационный ресурс, где будут собраны исторические сведения о том, как действовала россия на территории Украины 100 лет назад, как она уничтожала наше население. Здесь должна быть объединена информация, что на самом деле будет с детьми происходить, как они будут учить эти военные дисциплины и для чего это нужно. Прежде всего, мы должны рассказать родителям, что это нужно для обороны, для самозащиты самих детей. Мы должны воспитывать в детях это оборонительное сознание и они должны уметь защищаться, вот в обществе же принято, что виды спорта – единоборства – это нормально, владеть боксом, рукопашным, борьба какая-то – это нормально. А если ребенок будет владеть оружием и будет уметь оказывать первую медицинскую помощь – это почему-то плохо. Еще общество наше не подготовлено к этому. Государство должно взять на себя функцию такого посредника, который объяснит родителям важность, необходимость и, главное, докажет то, что сейчас преступление не научить детей обороняться. Мы должны показать, как это делают россияне, как они учат своих детей убивать нас, по сути те российские дети готовятся убивать наших детей, своих сверстников. Так они будут уметь это делать, а наши дети, если мы не включим эти процессы, не запустим, то наши дети просто будут лишены возможности защитить себя, защитить свою жизнь, и соответственно государство наше не будет иметь шанса на выживание.

Разведчик с позывным "Лес"
Разведчик с позывным "Лес"5.ua

– С какого возраста вы посоветовали бы родителям отдавать детей в кружки, которые связаны, назову их так, с патриотическим воспитанием? Какой возраст считается нормальным, что ребенок уже начинает понимать, что происходит и это пойдет ему на пользу?

– Видя эти недостатки какие-то там небольшие, проседание государства в вопросах патриотического воспитания, мы в нашем подразделении объединили усилия активных наших бойцов мотивированных и благодаря воле нашего командира мы запустили проект-платформу, которая называется "Звитяга". Это такой патриотический лагерь, который мы проводим ежемесячно, раз в месяц, где съезжаются дети со всей Украины, 70-80 детей, и в течение пяти дней они учат военные дисциплины, учат искусство пилотирования беспилотными системами, учат тактическую медицину, учат историю, также к ним приезжают известные украинцы: певцы, поэты, разные прокачанные украинцы, спортсмены, чемпионы мира, которые знакомятся с этими детьми и помогают возрождать в детях эту украинскую идентичность. Именно такие крутые украинцы, которые приезжают...

– Прокачанные разведчики, такие, как вы...

– Приезжающие на наши мероприятия помогают детям научиться гордиться своими, научиться любить свое государство, показывают детям, каким сильным и мощным оно может быть. Дети лично знакомятся с такими лучшими людьми, и мы эту планку им выставляем, с которой им очень трудно будет потом опуститься. По сути, мы готовим элиту, которая подхватит наше дело после нас и поможет нам завершить эту войну. И, что главное, возродить сильное государство, которое будет, я уверен, на мировом уровне мы уже будем диктовать свои условия и быть флагманом всех демократических процессов в нашем государстве.

Что должны дети знать о войне?

– Дети достаточно информированы сейчас о войне? Что правильно, чтобы они знали о войне?

– Конечно, об уничтожении врага как-то углубленно им не стоит знать, как правило, дети воспринимают всю информацию, мы подаем ее в игровой форме, как-то стараемся не углублять их сознание в такое же... даже не знаю, как сказать, в эти кровавые детали войны. Мы больше акцентируем их внимание на патриотическом сознании, почему они должны защищать своих близких...

– На ценностях?

– Да, на ценностях.

– Мы оставим ссылки на ваши ресурсы, где вы находитесь в Инстаграме, в каких соцсетях. Это платные курсы, бесплатные курсы как это происходит?

– Все эти курсы мы делаем принципиально на бесплатной основе, мы максимально стараемся привлечь ресурсы нашего подразделения, также привлекаем волонтеров со стороны, также подключаем местные общины, стараемся проводить наши мероприятия на разных локациях для того, чтобы максимально привлечь детей из разных регионов, показать о них это патриотическое движение, максимально подключаем бизнесменов, частных предпринимателей, тех, которые привлекают свои средства. Мы уверены, что государство должно финансировать сейчас именно подготовку детей и обучение их, как себя защитить. Кроме того, мы постоянно призываем другие подразделения, другие формирования военные включаться в эту работу, брать под свое шефство патриотические организации, учебные заведения, брать под свое шефство молодежь и на базе своих подразделений выделять время. Понимаем, что это трудно, что это сложно найти эти ресурсы, но все-таки выделять время, уделять его детям, нашему молодому поколению именно для того, чтобы все эти потери, которые мы понесем сейчас на фронте, не были напрасны. Если мы не передадим эти знания нашему молодому поколению, если они не будут уметь защитить свое, то, что мы сейчас отвоюем, и остановим в конце концов эту войну, то выживание, у нашего государства... не будет шансов выжить.

Как завершится война

– Наверное, дети, я почему-то так думаю, спрашивают вас: все-таки когда закончится война? Я думаю, что эти вопросы звучат, как бы там ни было, что вы им отвечаете? И какой вы видите лично победу? Какой она сейчас может быть теоретически в 2025 году?

Об окончании войны спрашивают не только дети, а спрашивают и взрослые. И это постоянно, конечно, людям неестественно это состояние, которое сейчас происходит с человечеством. Я считаю, что это уже Третья мировая война, когда многое включилось, такая градация произошла в мире и сформировалась эта Ось зла. Я понимаю и объясняю откровенно, вот детей не пытаемся мы ввести в заблуждение, победа состоится, когда враг получит по зубам. Договориться с этой Осью зла сформированной не удастся, мир должен объединиться вокруг этих общечеловеческих ценностей и дать по зубам этому врагу. Для этого мы должны объединить все слои населения, подготовить детей, объединить волонтеров, объединить простых людей, объединить внутри страны все военные формирования, развить горизонтальные связи, чтобы все между собой сотрудничали, одним кулаком стали, отвергнуть вражеские ИПСО, пытающиеся помешать консолидации общества, объединить все усилия внутри нашей страны, потом это все масштабировать на уровне, объединить вокруг себя дружественные страны. Я уверен, что мы должны быть флагманами в этом процессе, потому что только мы показали, как мы готовы защищать эти демократические ценности, о которых так много говорят в мире. Но фактически только мы встали и поливаем кровью эту землю и становимся в первой линии обороны, в авангарде этого фронта, с этим злом. Поэтому только объединение поможет нам победить, это мы и объясняем детям.

– Я вам очень благодарна. Я думаю, что вы все, что записали, сказали. Если что-нибудь вспомните, добавим. Я вам очень благодарна за разговор, и действительно очень сложная у вас работа, я вижу этот путь, который вы выбрали, патриотическое воспитание детей - это очень сложно, на самом деле. Я вас понимаю, но надеюсь, что вам удастся, и благодаря вам будет у нас расти такое прекрасное молодое поколение. Оставляем ссылку на "Звитягу", друзья, кому интересно – заходите, там есть все контакты, вот перед вами такой прекрасный разведчик, который рассказал, как будет все это с вашим ребенком, поэтому доверяйте своих детей. Спасибо вам.

Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий. Также следите за нами в сети WhatsApp. Для англоязычной аудитории есть WhatsApp на английском.

Предыдущий материал
"Сейчас ПРЕСТУПЛЕНИЕ не научить детей обороняться": разведчик "Лес" о патриотическом воспитании в "Кто с Мирошниченко?"
Следующий материал
Календарь "Без цензуры" 2025 год уже в наличии – как заказать