Горюче-смазочные материалы в Украине уже не дорожают, свидетельствует статистика. Но ценники на стелах освежают. Мировые энергетические тренды влияли и влияют на стоимость бензина и сжиженного газа в Украине. Но у нас есть еще две беды, которые рыночными не назовешь. Это ручное управление наценками и теневой рынок. В Украину завозятся беспошлинно сотни тысяч тонн химических смесей, которые повышают октановое число топлива. На полулегальных заводах это все бодяжится с низкооктановыми марками бензина и в продажу поступает уже как бы высококачественный бензин. Таким не гнушаются даже крупные сети АЗС. Об этом знают и налоговики, и чиновники. Эксперты не раз даже документы в открытый доступ выкладывали с анализом рынка и показывали, кто, где, как и сколько мешает. Но бодяги становится лишь больше. Теперь она продается по цене премиального бензина. Журналистка "5 канала" анализировала тренды и цены.
С ростом ценников на заправках – машины все больше становятся роскошью, чем средством передвижения. Например, еще летом заправить полностью бак автомобиля можно было за 1175 гривен. Сегодня цена в чеке повысилась на 100-150 гривен. Эксперты говорят – продолжение следует. 80% бензина, дизтоплива и газа – импортные. Поэтому стоимость напрямую зависит от цены на нефть на мировых биржах. За год сырье марки Brent подорожало почти на 40 долларов – до 85. Чтобы сдержать "турборежим" на украинском рынке горючего, в правительстве взялись регулировать ценники вручную. С мая ввели предельные цены на самые популярные марки – 95-й и 92-й бензин. Эффект-таки противоположный, говорит эксперт Сергей Сапегин. Потеряна конкуренция.
"Украинский рынок привязан к внешним спекулятивным котировкам. На самом деле, оно повлияло наоборот, потому что самый низкий диапазон цен, который был на рынке, подтянулся к тем рекомендациям, которые давало Министерство экономики. Потребитель украинский проиграл, тем более проиграл тот потребитель, который был наименее защищен", – отметил директор научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин.
Только за последний месяц топливо подорожало на 5-7%. И за 95-й бензин просят в среднем 32 гривны с копейками, а за 92-й на 1,5 гривны меньше. Таксистам приходится заправляться ежедневно. Стоимость проезда пока не меняют. Подорожание себестоимости каждого километра ложится бременем именно на водителей.
"Что топливо дороже – минус по зарплате. Еще не критично, но может быть и так", – говорит водитель такси Александр.
Водитель такси Алексей уверяет: "Ужас, невозможно работать. Заправляюсь газом. По сравнению с летом вырос на 3-4 гривны. Это отражается на моих доходах".
Топливо дорожает, но на качество это не влияет. Что заливают в свои машины водители – пытается контролировать Госэкоинспекция. С начала года более тысячи рейдов по всей стране, более 120 экспертиз, штрафов на более 13 миллионов гривен.
"Нарушение практически всех субъектов хозяйствования. То есть по показателям серы, бензола, кислосодержащих соединений. Нужно доказать это обстоятельство, кто разводит такую ситуацию. То есть, сам распространитель может даже не знать, какая продукция к нему поставляется. Где-то примерно качественного к некачественному горючему соответствует примерно 1 к 5", – подчеркнула заведующая сектором государственного рыночного надзора Госэкоинспекции Украины Елена Сибилева.
Еще год назад соотношение было 1 к 7. В экоинспекции говорят: продавцы бензина чаще начали интересоваться сертификатами поставщиков и проводить собственные экспертизы. А вот повлиять контролем на уровень цен у государства не получится. Спасти может только собственная добыча и наращивание производства.
"К сожалению, поскольку нет системных мер по наполнению рынка отечественным горючим, по увеличению добычи нефти и переработки отечественных заводов, то ситуация будет оставаться такой напряженной. Цены, по крайней мере уменьшения не ожидается", – подытожил директор научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин.
Дорогое топливо скажется на ценниках, в том числе и в продовольственных магазинах.
Лилия Прокопенко, Николай Довгий,"5 канал"
Напомним, ранее глава НАК "Нафтогаз" Юрий Витренко заявил, что нынешняя зима будет первой, когда в Украине не будет действовать государственное регулирование цен на газ.