Каждый четвертый литр горючего в Украине – фальсификат. Поэтому Госэкоинспекция принялась исследовать бензин на содержание вредных веществ, а на заправках будут проверять лицензии на продажу и паспорт качества топлива. Как "черные" АЗС "бьют" по карману украинцев и влияют на окружающую среду, узнавала журналистка "5 канала".
Николай не из учебника химии, а из собственного опыта знает, что такое примеси в бензине и как они влияют на машину. Парень стал жертвой "бодяги", то есть низкокачественного бензина. После того как год заправлялся на АЗС одной сети, понял, что начались проблемы с машиной.
"Потеря мощности двигателя. Машина просто не ехала. Снимали бензобак. Полностью вычищали двигатель, потому что там была просто грязь", – говорит автовладелец Николай.
В Украине нелегально работают более полутора тысяч заправок. В 2019 через такие АЗС реализовали около полумиллиона тонн горючего, информирует Нефтегазовая ассоциация Украины. Из-за этих проблем Госэкоинспекция взялась за проверку.
"В течение этого года в рамках рыночного надзора мы осуществили более 900 мероприятий государственного контроля. И выявили более 2400 нарушений. Введено административных санкций на сумму более 13 млн грн", – отметил председатель Государственной экологической инспекции Андрей Малеваный.
Как происходит проверка, идем смотреть и мы. Тестировать дизельное топливо на одной из киевских заправок. О нашем визите руководство станции не знает. Определенное количество дизеля наливают в специальные емкости и маркируют. Оттуда направляют в лабораторию. Там жидкость будут исследовать на содержание вредных примесей и не превышена ли допустимая норма химических веществ. Низкокачественное топливо не только портит машину, но и влияет на экологию и здоровье.
"Наибольшее количество вредных веществ высвобождается именно от передвижного транспорта. В Киеве это порядка 95% от общего объема вредных веществ в воздухе. Такая картина и в других крупных городах – это Одесса, Львов, Харьков", – добавил Андрей Малеванный.
По оценкам специалистов: почти 25% бензина в Украине – фальсификат. А уменьшить риск покупки некачественного бензина поможет лицензия на его продажу. Если у компании нет соответствующих документов на продажу топлива, вероятнее всего, сеть АЗС продает некачественный бензин. Вот на заправке отсутствует паспорт качества горючего. Так что не исключено, что здесь – контрафакт. То есть так называемая "бодяга". Это низкокачественный бензин, который изготавливают на небольших нефтебазах, добавляя к горючему разнообразные примеси.
"Если в топливе превышено содержание серы в 20 раз, то это в воздухе аккумулируется. Для человека – это заболевания легких, кроветворной системы и всё такое. Мы наблюдаем, что топливо очень редко проходит проверку оценки соответствия. То есть уверенно могу сказать, что 80% продукта не проходит проверку", – подчеркнула заведующая сектором государственного рыночного надзора Госэкоинспекции Елена Сибилева.
По информации Консалтинговой группы А-95, в этом году убытки государственного бюджета от теневых схем на рынке топлива превысили 24 миллиарда гривен. Из них почти 5 миллиардов государство потеряло из-за производства нелегального бензина.
"Государство устранилось от контроля качества бензина уже более 10 лет назад. Во-вторых, все эти производства не могут пройти государственную проверку. Потому что, если строить новую станцию АЗС, то бензин не будет дешевым. Все нормы пожарной безопасности тоже не соблюдены. Поэтому многие АЗС надо было бы закрыть, но они работают", – акцентировал внимание аналитик Консалтинговой группы А-95 Артем Куюн.
За один литр бензина нужно уплатить около 10 гривен налога. Поэтому часто автозаправочные станции не заинтересованы в легальном ведении бизнеса.
"Если ты их неуплатил, то можешь на 5 грн продать дешевле, а еще 5 грн положить в карман", – подытожил Артем Куюн.
Если же вы не хотите натолкнуться на "черную" АЗС, эксперты советуют обращать внимание на ограниченный ассортимент топлива и способ оплаты. Нелегалы не предоставляют фискальных чеков, а также тревожным звоночком могут быть слишком "привлекательные" цены топлива.
Анжелика Музыченко, Николай Довгий, "5 канал"
Напомним, что 6 сентября, Министерство экономики Украины повысило предельную стоимость бензинов и дизельного топлива.