А вот где соблюдали карантин и точно его не нарушали, так это в аэропортах. Все самолеты вежливо стояли на парковках. И только с 15 июня Украина возобновляет международное авиасообщение. И пока неизвестно, с кем именно. Перечня нет.
То есть мы сможем вылететь в те страны, которые синхронно с нами снимут ограничения. Причем некоторые из них, как Грузия, будет требовать справку с отрицательным результатом теста на коронавирус. Как будут действовать другие государства? Мы пока не знаем. А вот внутренние перелеты налаживаются быстрее.
Да, на следующей неделе из Киева можно будет вылететь во Львов, Харьков, Днепр и Одессу. В остальные города – позже. Конечно, это предварительные планы. Все будет зависеть от эпидемиологической ситуации. Пассажирам воздушный трафик в радость, а вот аэропортам – проблема.

Борисполь во время карантина взял кредит. "Жуляны" стоят с протянутой рукой под Кабмином. Аэродромы в других украинских городах хоть как-то удержались, но понятно, что все они понесли огромные убытки от многомесячного простоя. И оправятся – не ранее чем через несколько лет. Эвелина Михайленко посетила главные воздушные ворота страны, чтобы услышать, готовы ли они снова принимать путешественников. И, кстати, Эвелине повезло полететь в первый рейс из Киева в Одессу. Так что можно ли на борту снимать маску, смотрите далее.
Семь лет в авиации. Из них год в коллективе Бориспольского аэропорта. Владимир Смирнов встречал пассажиров за стойкой регистрации: он проверял документы, регистрировал багаж, выдавал посадочные. Мужчина работал в одной из хендлинговых компаний, которая предоставляла услуги аэродрому. Менять работу Владимир не собирался, если бы не карантинная турбулентность.

Владимир говорит: "Сначала это был вынужденный неоплачиваемый отпуск. Примерно на месяц. А потом уже сказали, что надо будет пройти процедуру увольнения. Никто не ожидал, что такое случится. Сокращение направлений авиакомпаний привело к этим событиям".

Цепная реакция вследствие пандемии коронавируса зацепила всю авиационную отрасль. К примеру, в апреле 2019 года доходы крупнейшего аэропорта Украины – "Борисполь" – составляли 380 млн грн, в апреле этого года – 50 млн грн.

А потому, чтобы выжить – аэродрому в мае пришлось взять кредит на 10 миллионов долларов.

Президент авиакомпании МАУ Евгений Дыхне говорит: "Первые ощущения – это шок. У нас было твердое убеждение, что в авиации так же, как в металлургии, нельзя останавливать доменную печь".
В теории даже трудно представить, на практике – удалось остановить. Следовательно, 900 сотрудников Международных авиалиний Украины уволили. Даже монополист на рынке к докарантинному пассажиропотоку – это около 8 миллионов путешественников, – скорее всего вернется только 2024 году.
Дыхне говорит: "Мы несем социальную нагрузку. Тем людям, которые не работают в компании, находятся в простое, мы платим две трети зарплаты. Что, кстати, в других странах платит правительство. Нам нужно начинать деятельность. Знаем точно, что она будет начинаться с убыточных рейсов".
И деятельность все же начали. На этой неделе украинское правительство разрешило улететь тем, кто хочет и может. Открыли небо пока для внутренних рейсов. Протестировали два направления: Днепр и Одессу. Главное условие для путешественников на борту: не должно быть ни признаков болезни, ни повышенной температуры.

Впервые за почти три месяца авиакомпания выполняет внутренний пассажирский рейс. Летим в Одессу. Правда, карантин внес свои коррективы. Обязательный элемент – это маска. Без нее – я не имею права здесь находиться. А еще также бортпроводники должны быть в защитных костюмах. И если хотим что-то купить на борту самолета, то должны рассчитываться карточкой.
А еще придется потерпеть без горячей еды на борту и не создавать очередь в туалет. Последние ряды - не для продажи. Они для тех, кто вдруг почувствует слабость. А по прилету снова замеры температуры.


Здесь полноценно убытки начнут подсчитывать в июле. Сейчас констатируют: от них никуда не денешься. Но и времени на карантине не теряли: заканчивают строительство взлетно-посадочной полосы.

Вячеслав Чеглатонев, директор по маркетингу и коммерции ООО "Международный аэропорт "Одесса", говорит: "Это будет современная взлетно-посадочная полоса с высоким коэффициентом прочности, которая позволит обслуживать, во-первых, более тяжелые типы воздушных судов. Полоса оснащена светосигнальным и метеорологическим оборудованием. А также это новый перрон, который имеет 4 места-стоянки для тяжелых воздушных судов класса Д".
Почти закрылся и до сих пор не открылся частный аэропорт "Киев" в Жулянах. На время карантина рейсы преимущественно были почтовые или бизнес. Сейчас в помещении терминала голоса отдаются эхом. Пассажиров нет. Рабочих практически тоже. Часть в отпуске за свой счет.

Агент по наземному обслуживанию воздушных судов аэропорта "Киев" Александр говорит: "В настоящее время нас совсем мало. Только по необходимости. Сами можете увидеть, какой сейчас ритм – никого нет. Это очень обидно. Хочется, чтобы как можно скорее мы заработали и самолеты уже поднялись в небо".
Поднимутся с 15 июня. Рейсы запланированы в Беларусь и Запорожье. Но наряду с открытием неба аэропорт заявляет о вероятном своем закрытии. Восстановление того же количества рейсов - вопрос не нескольких дней. В то же время уже сейчас платить зарплаты нечем, гасить кредиты также. А потому к государству обращаются за помощью.

Галина Богданенко, руководитель пресс-службы международного аэропорта "Киев", говорит: "Мы просим отрегулировать пассажиропоток между двумя аэропортами в киевском авиаузле и снизить ставки на авиационное обслуживание. До нуля упали все доходы. Сейчас чтобы возобновить работу аэропорта, нам нужны дополнительные средства, чтобы закупить защитную одежду для работников: перчатки, маски, провести дезинфекцию аэропорту".
Чтобы проблему услышали, даже записали видеоролик для Михаила Саакашвили. Услышали ли и прислушаются ли на Банковой – еще неизвестно. В то же время, это проблема для Министерства инфраструктуры, чтобы принять решение. И пока не придут к согласию, с заявлением не выйдут.
Эвелина Михайленко, Сергей Клименко, Ольга Дунская, "Время.Итоги недели"