"Московской церкви приходится матерью церковь в Киеве": когда на самом деле родилась ПЦУ – и сколько боролась за возрождение

. відкриті джерела
История Православной церкви в Украине официально начинается с 988 года. Это летописная дата Крещения Руси Владимиром Великим. Христиане были на Руси и раньше, но о них практически ничего не известно...

В конце Х в. во главе христианства стояли два лидера: Папа в Риме и Вселенский патриарх в Константинополе. Киевское государство крестили священники из Константинополя, поэтому новосозданная церковь стала частью вселенского патриархата.

Впрочем, историки говорят, что христианские епархии существовали в Украине задолго до Владимира – и они были подчинены Константинополю. Речь идет прежде всего о Скифской епархии в районе нынешней Одессы и Херсонесской – в Крыму. Они прекратили существование в V в., когда началось Великое переселение народов.

Неудобная правда для наших восточных соседей, которая давно всем известна: когда на территории Киевского государства и Крыма уже кипела цивилизация, до возникновения Москвы оставалось еще несколько веков. Впрочем, это не мешает России присваивать чужую историю. 

Церковь Иоанна Предтечи в Керчи
Церковь Иоанна Предтечи в Керчиistpravda.com.ua

Церковь Иоанна Предтечи в Керчи – древнейший сохранившийся христианский храм (VIII столетие) в Украине

988 год: Константинополь – материнская церковь для Киева

Владимир принял христианство от Константинополя, когда раскол между западным и восточным обрядами еще не состоялся, хотя уже начался. В то же время в Восточной Европе действовала и миссия Рима – католики пытались христианизировать печенегов.

Первым митрополитом Киевского государства был грек по имени Михаил. Первые епископы тоже приехали из Византии, очевидно славяне – сербы, болгары, македонцы. Именно они руководили во вновь созданных епархиях – от Перемышльской (ныне на территории Польши) до Суздальской (теперь – территория РФ).

Возле Киева создали две более мелкие епархии – Юрьевскую (современная Белая Церковь) и Белгородскую (поселок Белогородка Киево-Святошинского района, любимый город Владимира Крестителя) – чтобы возможно было рукополагать новых епископов, поскольку для этого нужно участие минимум двух-трех епископов.

Руководителем церкви на местах был митрополит. В княжескую эпоху сначала их назначали из Константинополя. Потом практика изменилась: митрополита избирали епископы, а их выбор утверждал патриарх. В 1054 г. Константинопольская и Римская церковь окончательно разругались, и христиане Руси стали православными.

Айя-София
Айя-СофияShutterstock

У Галиции тоже была своя метрополия

Когда Киев ослаб от княжеских междоусобиц, получить собственную митрополию захотели Галич и Суздаль. Константинополь никому из них митрополии не дал, и центром огромной территории от Белого до Черного морей и далее остался Киев.

В 1240 году после штурма Батыя Киевский митрополит то ли погиб с остальными киевлянами под руинами Десятинной церкви, то ли покинул город. Следующие же митрополиты Киевские и всея Руси начали наведываться во Владимир-на-Клязьме и Суздаль, поближе к Орде.

Местная власть ухватилась за возможность управлять Киевом и прилегающими землями, претендуя на "киевское наследие" и нуждаясь еще и в духовном обосновании своих амбиций. Поэтому Киевский митрополит живет то в Киеве, то во Владимире, а в 1325 году Иван Калита приглашает его в Москву – тот там и живет, изредка наведываясь в Киев.

Тогда же, в начале XIV ст., Константинополь дает "втором Киеву" – Галичу – митрополию, но с приходом на наши земли поляков она становится слабой и впоследствии исчезает. А Москве митрополию не дали – мол, митрополит Киевский и без того находится там едва ли не по полгода.

Это обстоятельство заставило православных Украины и Беларуси объявить в 1415 г. на Соборе о необходимости избрать нового митрополита, который бы имел своей резиденцией Киев. Это было выгодно и политически – таким образом Великое княжество литовское подчеркивало отделенность Западной Руси от Московии.

Собор св. Юра
Собор св. Юра032.ua

Московские раскольники

После раскола католическая и православная церковь несколько раз пытались объединиться. Исследователи говорят: это потому что Византийская империя ослабла, а ей нужна была поддержка европейцев в войнах с мусульманами.

Руководители двух ветвей христианства в очередной раз договорились об унии, то есть объединении, в 1439 г. в итальянской Флоренции. Ее признали православные епископы литовско-русского государства, но не руководители церкви в Московии. До этого главой церкви на всей территории бывшей Киевской Руси был митрополит Киевский и всея Руси.

Несмотря на титул "Киевский", митрополиты жили в Московии или Литве. В 2018 году в дискуссиях о предоставлении автокефалии Украинской церкви сторонник ее независимости, член Синода Вселенской патриархии Елпидофор сказал:"Украинской церкви приходится матерью церковь в Константинополе, а московской церкви приходится матерью церковь в Киеве".

Итак, в XV ст. Москва отказалась принять флорентийскую унию, местные священники собрали собор и выбрали собственного митрополита Московского. Вместо патриарха его утвердил князь – так образовалась отдельная Русская православная церковь. Тогда это вполне можно было трактовать как раскол.

Возможно, Патриарх смог бы обуздать своих подчиненных, но в 1453 году Константинополь захватили турки. А с падением Византии пришла в упадок и идея объединения христиан.

Москва мгновенно объявляет себя "третьим Римом", а позже замахивается на патриаршество. Это было сделано по политическим соображениям – даже в документах записано, мол, "царь-батюшка сказал, и мы приговорили".

Древняя Москва
Древняя Москвавідкриті джерела

Борис Годунов предложил ему переезд из захваченного турками города, но патриарху предложили Владимир-на-Клязьме, в Москве планировалось оставить собственного митрополита. Когда Иеремия отказался, светская власть давлением заставила его признать Московского митрополита независимым патриархом.

Митрополита Киевского и далее утверждал Константинополь. Это всех устраивало, тем более, Киев де-факто пользовался автокефальными полномочием – Собор избирал митрополита, а в Фанаре (резиденции Константинопольского патриарха) только подтверждали его рукоположение.

Из-за турецкой агрессии патриарх сидел в резиденции и почти никуда не выезжал. Киевскому же митрополиту подчинялась огромная территория – от Вильнюса до Белой Церкви, от Перемышля до Смоленска.

Флорентийская уния

Между тем, Украинской церкви импонировала идея унии. Историки объясняют это тем, что православные епископы стремились иметь те же привилегии от государства, что и католические.

В 1596 году Киевский митрополит и шесть епископов, ссылаясь на Флорентийскую унию, таки подписали соглашение об объединении с Римом. Возникла Украинская греко-католическая церковь.

Интересно, что в последний момент от сделки отказались двое епископов: Львовский – Балабан и Перемышльский – Копыстенский. Их поддержали православные братства, казаки и князь Острожский.

Защитники православия пытались сохранить национальную идентичность украинцев и противостоять ополячиванию. Удивительно, но пройдет несколько веков – и "униаты" станут главными стражами украинскости в Западной Украине. Например, Степан Бандера родился в семье греко-католического священника.

Тем не менее, после унии православные остались без митрополита и большинства епископов. Рукополагать новых было некому, а без этого... продолжительность жизни церкви сокращалась до продолжительности жизни священника. Проблему решил Иерусалимский патриарх Феофан, который проезжал Киевщину по дороге в Москву. Он рукоположил новых православных епископов и митрополита Иова Борецкого.

Флорентийская уния
Флорентийская унияВікіпедія

Ликвидация Киевской митрополии

Показательно, что украинское духовенство категорически отказалось присягать московскому царю в Переяславе в 1654 году.

После заключения политического союза Москва стремилась и к союзу церковному. Особенно настаивал на этом патриарх Аким (Савелов). Он и московский царь несколько раз просили Константинопольского патриарха уступить Москве Украинскую церковь, но получили отказ.

Впрочем, после того, как в 1667 году Польша и Московия поделили Украину по Днепру, Киев с центром митрополита достался Московскому государству. Но, как говорится, только телом, а не душой...

1686 год. Петр I убеждает Константинополь передать Киевскую митрополию под управление Московского патриархата.

Существует легенда, что послы от московского царя дали Константинопольскому патриарху Дионисию IV взятки – 200 золотых и 120 соболей. Даже если это правда, вряд ли посланцы пытались его подкупить. Взаимные подарки были привычной частью подобных визитов. Да и от одного лишь Патриарха решение не зависело – ведь он жил под властью Османской Империи.

Через год возмущенные греческие епископы лишили Дионисия патриаршего престола, но церковную автономию Украины вернуть так и не смогли. На Фанаре до сих пор отмечают, что епархии, которые по состоянию на 1589 год входили в Киевскую митрополию, – юрисдикция Вселенского патриархата, а не Москвы. А потому Украинская церковь и заслуживает Томос об автокефалии.

Но в 1686 году начался период московской оккупации Украинской православной церкви. Киевская митрополия растворилась в Русской церкви, просуществовав так вплоть до революции 1918–1921 гг.

Русско-польская война
Русско-польская войнавідкриті джерела

Когда Российская империя начала распадаться, церковь также встала перед дилеммой. Многие низовые священники и верующие хотели иметь независимую Украинскую церковь.

В 1920 году рядовые священники и представители приходов на Соборе в Киеве объявили о создании Украинской автокефальной православной церкви. Митрополитом избрали Василия Липковского. Но к концу 1930-х Липковского и почти всех епископов УАПЦ репрессировали. Выжил только Иоанн Теодорович, епископ Каменца, который сумел выехать за границу и возглавил в США православную церковь украинских эмигрантов.

Польская православная церковь

Тем временем под властью Польши оказались православная Волынь и Западная Беларусь. Там же нашлось достаточное количество епископов бывшей РПЦ, чтобы основать новую – Польскую православную церковь под руководством митрополита Дионисия. Говорят, его соратника Георгия Ярошевского застрелил идеологический оппонент архимадрит Изумруд. Последний пришел на разговор, неожиданно выхватил оружие и со словами "Вот тебе, палач православия!" начал стрелять.

Изумруд не хотел разделять РПЦ. Не хотели этого и в Москве – автокефалию Польской церкви там так и не признали. Хотя Томос об автокефалии Польской православной церкви предоставил Константинопольский патриарх. Эта ситуация ничего не напоминает?

13 ноября 1924 года Вселенский Патриарх признал автокефалию ППЦ, аргументируя тем, что присоединение Киевской митрополии к Московскому патриархату в 1686 г. произошло не по предписанию канонических правил, а потому Патриарх Константинопольский не признает власть Московского патриархата на территории древней Киевской митрополии.

В 1948 году под давлением Московского патриархата и коммунистического правительства ППЦ "отказалась" от ситуации 1924 года, получив "автокефалию от РПЦ", но этот акт не был признан Константинополем.

Польская православная церковь
Польская православная церковьВікіпедія

Борьба во время двух оккупаций

В 1942–1944 гг. под немецкой оккупацией попыталась существовать восстановленная Украинская автокефальная православная церковь под руководством Поликарпа Сикорского – епископа, которого назначил на это дело упомянутый выше митрополит ППЦ Дионисий. И хотя поддержки епископов на оккупированной территории она не получила, свой вклад в историю сделала. На Соборе в Киеве был рукоположен епископом Мстислав Скрипник, племянник Симона Петлюры.

После Второй Мировой на территории СССР могла существовать лишь Русская православная церковь, хотя атеизм и был частью государственной политики Союза. Она поглотила все православные и греко-католические общины Украины. Несогласные уехали в эмиграцию, а тех, кто остался, – репрессировали.

Большинство православных эмигрантов из Украины сконцентрировались в США и Канаде. За океан двинулся и Мстислав Скрипник. Он сумел договориться об объединении с митрополитом Теодоровичем, а после смерти последнего возглавил Украинскую автокефальную православную церковь в США. Эта церковь считается канонической.

Патриарх Мстислав (Скрипник)
Патриарх Мстислав (Скрипник)uapc.te.ua

Греко-католики продолжали существовать в Галиции подпольно и в диаспоре – легально. Они пережили советскую оккупацию и восстановились в начале 1990-х.

Независимость

С началом перестройки УАПЦ во главе со Мстиславом начала попытки вернуться в Украину. Скрипник, которому было более 90 лет, посетил Украину и начал создавать общины своей церкви. Но по состоянию здоровья был вынужден остаться жить в США.

Первых будущих священников искали среди политических активистов, часто – членов Народного Руха Украины, пишут исследователи. Их обучали и рукополагали. А те уже строили церковную структуру. На фоне национального возрождения желающих хватало, а вновь созданные общины получили материальную поддержку от диаспоры и политическую – от Руха.

Но засланные от РПЦ в Украине всячески противодействовали созданию новой украинской церкви. Впрочем, после провозглашения независимости часть епископов поняла, что церкви нужны перемены. Так начались разговоры об объединении с УАПЦ.

Многие клирики РПЦ в Украине продолжали придерживаться имперских позиций, которых все меньше придерживался митрополит Киевский Филарет.

В Харькове часть подчиненных Филарета собирает Собор и снимает его с должности. Митрополитом назначают Владимира Сабодана, архиерея УПЦ МП, и остаются в подчинении Московскому патриархату. Сабодана долго считали плечом "русского мира" в Украине. И только за пару лет до его смерти появляется информация, что он способствовал проукраинскому крылу УПЦ МП. После его смерти в июле 2014-го это крыло полностью разгромили "русскомирцы".

Но вернемся в 1992 год. В Киеве на другом соборе собираются сторонники независимости Украинской церкви из РПЦ и служители УАПЦ. Они создают Украинскую православную церковь Киевского патриархата.

ПЦУ
ПЦУ Facebook

Заочно Патриархом избирают Мстислава, который находится в США, а его заместителем – Филарета. Неожиданно оказывается, что Мстислав согласия на новую должность и объединение не давал, да еще и не очень доверяет Филарету. Перед смертью в 1993-м он заново рукополагает епископов для УАПЦ в Украине – и завещает бороться за единую независимую Украинскую церковь...

В позапрошлом году в Софии Киевской состоялся Объединительный собор, на котором представители всех православных церквей Киевского патриархата, Автокефальной церкви и части Московского патриархата объединились в Поместную церковь Украины и избрали ее предстоятеля – митрополита Епифания. Участники тех событий рассказывают: Москва на каждом шагу пыталась сорвать процесс. Как это было – читайте в сюжете "5 канала".

Читайте также: Нацистские преступления в Украине глазами немецкого солдата – шокирующие фото

Предыдущий материал
Нацистские преступления в Украине глазами немецкого солдата – шокирующие фото
Следующий материал
"Сталин как будто сам "приглашал": почему Гитлеру почти удался план " Барбаросса"