Депутат Донецкого облсовета поставлял в “ДНР” оборудование для шахт
Депутат Донецкого облсовета поставлял в “ДНР” оборудование для шахт ssu.gov.ua

Кое-кто сможет избежать ответственности за незаконное обогащение: КИУ о законе о спецконфискации

Читайте українською
В 2015 году в Украине уже была введена уголовная ответственность за незаконное обогащение, однако в 2019 году КС признал соответствующую статью неконституционной

11 сентября Верховной Радой Украины был принят за основу проект Закона № 1031 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов" (так называемый закон о незаконном обогащении). Об этом говорится на сайте КИУ.

Согласно Пояснительной записке: "Законопроект направлен на восстановление уголовной ответственности за незаконное обогащение, а также на введение института взыскания в доход государства необоснованных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления".

Несмотря на общую направленность законопроекта на решение проблемных вопросов в сфере борьбы с коррупцией, по выводам экспертов КИУ, отдельные положения законопроекта могут противоречить Конституции Украины. В частности, ч. 2 ст. 290 Гражданского Процессуального Кодекса Украины предлагается определить, что иск о признании необоснованными активов может предъявляться относительно тех активов, которые были приобретены в течение четырех лет до дня вступления в силу предложенного проекта. То есть соответствующие иски будут касаться и тех активов, которые были приобретены еще до того, как предложенный закон вступил в силу.

Таким образом, указанное положение не согласуется со ст. 58 Конституции Украины, согласно которой: "Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица".

Полный текст положения ч. 2 ст. 290 сформулирован следующим образом: "Иск предъявляется по приобретенным в течение четырех лет до дня вступления в силу Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов", которые находились на день вступления в силу указанным Законом в собственности лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, или в собственности или владении другого физического или юридического лица, которое приобрело их за счет или по указанию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, если разница между стоимостью активов и законными доходами лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, в пятьсот и более раз превышала размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на день вступления в силу указанным Законом".

Это же замечание к законопроекту было указано в заключении Главного научно-экспертного управления ВРУ, согласно которому законопроект было рекомендовано доработать с учетом высказанных замечаний и предложений. Замечания ГНЭУ: "В ч. 2 новой редакции ст. 290 ГПК определяется, что иск может предъявляться относительно необоснованных активов, которые приобретены в течение четырех лет до дня вступления в силу предложенного проекта, если разница между стоимостью активов и законными доходами лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, в пятьсот и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на день вступления в силу проекта. Считаем, что это положение не согласуется со ст. 58 Конституции Украины, согласно которой законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица".

Таким образом, принятие законопроекта №1031 в целом без учета соответствующих замечаний не будет способствовать реализации цели проекта, поскольку отдельные положения закона могут быть успешно оспорены в Конституционном Суде Украины, что в результате позволит нечестным лицам избежать ответственности за незаконное обогащение, считают в КИУ.

"Стоит отметить, что в 2015 году в Украине уже была введена уголовная ответственность за незаконное обогащение. Однако в 2019 году Конституционный суд признал соответствующую статью Уголовного кодекса неконституционной. Именно поэтому сейчас, разрабатывая новый закон, власть должна максимально учесть решение КСУ и предложить юридически безупречный документ. Однако обществу предлагается проект закона, который имеет достаточно очевидные признаки неконституционности. Таким образом, может снова возникнуть ситуация, когда Верховная Рада примет закон, но впоследствии его положение будет отменено КСУ. Поэтому, ставя цель привлечь к ответственности, в том числе, чиновников, которые занимались незаконным обогащением на протяжении 4 прошлых лет, власть должна предложить такое решение, которое будет максимально юридически корректным и полностью соответствовать Конституции. В противном случае – положительный эффект от закона будет минимальным, а идея наказания за незаконное обогащение будет окончательно подорвана", – подытожил глава КИУ Алексей Кошель.

Напомним, ранее 5.ua сообщал, что в Украине вступил в силу закон о штрафах за разрушение дорог фурами.

Смотрите также фотогалерею по теме:

Предыдущий материал
Брифинг президента Украины Владимира Зеленского – видео
Следующий материал
В ПАСЕ создали неформальную группу "Балтик+" против возвращения России в Ассамблею

В Украине вступил в силу закон о штрафах за разрушение дорог фурами – сколько будут платить нарушители

Парламент принял закон Зеленского по обороне государства

Зеленский подписал закон о начале работы ВАКС

Изменения в "Закон о столице": почему мнения народных депутатов разделились – включение из Рады

Рада приняла закон о запуске реформы прокуратуры – что он предусматривает

Верховная Рада приняла закон о начале работы Высшего антикоррупционного суда