Астронавтка Гайдемари Стефанишин-Пайпер
Астронавтка Гайдемари Стефанишин-Пайпер 5 канал

Что о своих приключениях в космосе рассказала астронавтка из США украинского происхождения харьковским студентам – сюжет

Всего в Космосе Хайди пробыла 26 суток. Она стала вторым космонавтом в мире, развернувшим на орбите украинский флаг

В гостях у студентов харьковского политеха побывала американка украинского происхождения Хайдемари Стефанишин-Пайпер – 8-я женщина, побывавшая в космосе и вторая среди астронавтов, развернувших украинский флаг на орбите Земли. О будущих планах астронавтки и ее связи с Украиной расскажет Оксана Нечепоренко.

В холле одного из корпусов харьковского политеха собираются студенты. Здесь запланирована встреча с американской астронавткой Хайдемари Стефанишин-Пайпер. Звездную гостью с нетерпением ждет и Александра Бандровская. Подготовила для американки и несколько вопросов.

"Я думаю спросить о том, страшно ли ей было выходить в открытый космос, каково это – чувствовать себя не на Земле, ощущать, что ты вылетел за пределы Земли, и насколько это необычно и экзотично", – интересуется студентка.

Студенты встречают астронавтку аплодисментами. Свою национальность она определяет так: украинка, американка, немка. Ее отец родился в селе на Львовщине. Эмигрировал в 60-х годах в США, где женился на немке. На родине отца дочь впервые побывала 12 лет назад.

"Я немножко говорю по-украински. Про Украину много знаю, потому что я ходила в украинскую школу, когда была маленькая, поэтому меня учили географии, истории", – говорит астронавтка.

Хайди – 8-я женщина, попавшая на орбиту Земли. Принимала участие в двух космических миссиях – 2006 и 2008 годов. Устанавливала солнечные батареи на МКС и готовила станцию к продолжению работы на орбите. Рассказывает, запоминающийся случай с ней произошел во второй миссии. Тогда астронавтка во время работы наружу случайно упустила сумку с инструментами. С тех пор та считается самым большим потерянным человеком предметом в космосе.

"Вот чем это заканчивается, когда ты просто отпускаешь вещи в открытом космосе. Это не лучшая картинка, которую может увидеть астронавт, когда от него отлетает сумка с инструментами. В какой-то момент я подумала: может, прыгнуть вслед и я смогу ее поймать? Потом поняла, что это плохая идея и может даже ухудшить ситуацию", – рассказывает Хайдемари Стефанишин-Пайпер.

Всего в космосе она пробыла 26 суток. Хайди стала вторым космонавтом в мире, развернувшим на орбите украинский флаг. Студенты спросили женщину, почему она решила это сделать.

"Почему для вас было важно продемонстрировать украинский флаг в космосе? – Потому что я чувствую связь с Украиной благодаря своему отцу. У меня в блокноте всегда лежит маленький флажок. Я не брала его с собой в открытый космос, а просто выставила в иллюминатор в кабине", – пояснила американская астронавтка украинского происхождения.

После встреч в Харькове Хайди планирует посетить другие города Украины. И обязательно заехать во Львов, встретиться с родными.

Оксана Нечепоренко, Вячеслав Кузьменко, Харьков, "5 канал"