Х-хромосома
Х-хромосома theconversation.com

Генетические джунгли: ученые расшифровали Х-хромосому

Читайте українською
    Это приближает человечество к лучшему пониманию человеческой биологии и генетики

Впервые в истории ученые смогли почти полностью расшифровать Х-хромосому человека. Статья с результатами исследования десятков американских и британских ученых опубликована в журнале Nature.

Над этой задачей ученые со всего мира работали почти 20 лет после того, как в 2003 году удалось секвенировать совокупность всей ДНК человеческого организма вместе с генами. Тогда ученые получили последовательность из 3 миллиардов знаков.

Секвенирование (или упоследование) - молекулярно-биологический термин, который применяют при описании методов, используемых для установления последовательности определения первичной структуры (то есть последовательности мономеров в гетерополимере) неразветвленных биополимеров. При секвенировании ДНК устанавливаются последовательности нуклеотидных основ ДНК: аденина, гуанина, цитозина и тимина.

Теперь же, спустя 17 лет после этого открытия, ученые заявили о первом успешном полном секвенировании человеческой хромосомы. Сделать это удалось с помощью новой методики — нанопорового секвенирования, которое, в отличие от других его разновидностей, позволяет расшифровывать большие участки ДНК. А хромосома по структуре содержит более 90% ДНК клетки, говорится в статье.

Как известно, Х-хромосома — одна из двух половых хромосом, которая вместе с Y-хромосомой определяет пол многих видов животных, в частности млекопитающих. У всех особей женского пола есть две Х-хромосомы (ХХ), у самцов - одна X-хромосома и одна Y-хромосома (XY).

Для расшифровки Х-хромосомы исследователи взяли редкий вид доброкачественной опухоли матки — хорионаденому. Для обеспечения точности результата прибегли и к других методикам секвенирования. Секвенированная Х-хромосома представляет собой набор из 3,1 миллиона "устоявшихся" пар нуклеиновых кислот в ДНК.

Исследователи уверены, что это приблизит человечество к лучшему пониманию человеческой биологии и генетики. При этом, они подчеркивают, что пока что полностью расшифровать человеческий геном никому не удалось и до сих пор остается много "белых пятен".

Если вы устали от серьезных новостей и хочется немного расслабиться, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Дивогляд 5.UA – канал, где живут только лайтовые новости. Релаксируем вместе!

Степанов пояснил, каких правил необходимо придерживаться в школах с 1 сентября