Дороги, электростанции и аэропорт – все это строит быстрыми темпами Азербайджан на отвоеванных территориях Карабаха. На опустошенных землях после 30-летней оккупации возводят села, чтобы вернуть своих беженцев домой. Когда же в регионе восстановится полноценная жизнь и чем может быть полезен для Украины азербайджанский опыт, узнавала журналист "5 канала" Евгения Китаева.
За окном сотни километров пустынных пейзажей, здания разрушены до основания. Это земли, опустошенные войной и буквально нашпигованные минами. Еще восемь месяцев назад здесь грохотали снаряды и шли ожесточенные бои. Теперь Карабах, который почти 30 лет был неподконтролен Баку, возвращается к жизни. Азербайджан быстрыми темпами восстанавливает инфраструктуру: строят дороги, аэропорт, возводят электростанции. Основную часть работ планируют завершить до конца 2022-го. Но чтобы пригнать строительную технику на освобожденные территории, сначала нужно их разминировать. В начале июня машина с группой журналистов подорвалась на противотанковой мине. Погибли два человека. После этого Азербайджан договорился об обмене: 15 армянских пленных – на карту минных полей. Пленных передали. Однако получили карту только одного района.
"Речь идет лишь о карте минных полей одного Агдамского района. Сроков разминирования у нас пока нет. Мы делаем исследования, чтобы выяснить, сколько понадобится для этого времени. Разминирование происходит постепенно – сначала работаем на тех участках, где планируется строительство", – сообщил сотрудник агентства по разминированию Азербайджана Медет Маммадов.
На карте указаны 92 тысячи мин. И саперы убеждены: она не полная. Поэтому, чтобы ускорить процесс, работают даже в 40-градусную жару. Только часть территории разминируют, там стартует строительство. В Физули уже начали возводить международный аэропорт. И имеют амбициозные планы: принять там первый самолет уже этой осенью. Распределительную электроподстанцию, которая и будет питать новый аэропорт и прилегающие города и села, уже соорудили.
"Это распределительная подстанция. Мы получаем электроэнергию с Центральной, а там энергию производят из газа. Сейчас эта подстанция обеспечивает электричеством весь Физулинский район. И в дальнейшем планируется, что именно эта подстанция будет обеспечивать и аэропорт, который сейчас строят", – подчеркнул специалист электроподстанции Намик Мамедзаде.
Азербайджанские власти планируют построить и 186 километров железнодорожных путей, которые соединят Азербайджан, Россию, Иран и Армению. Каждая страна должна сама строить полотно на своей территории. Вот здесь когда-то была станция Миндживан. Именно эта ветвь соединяла Азербайджан с Нахичеванской Автономной Республикой. Сейчас пути полностью разрушены.
"Во время оккупации все это разрушалось, все украли, все хозяйство и рельсы, и шпалы. Нахичевань вообще попал в блокаду, наша автономная республика. Люди только самолетом могут добраться до Баку, или через Иран по автомобильной дороге. Конечно, эта железная дорога была для людей очень большим преимуществом", – отметил советник начальника железной дороги Азербайджана Физули Кулиев.
Чтобы на отвоеванные территории вернуть людей, которые в начале 90-х все потеряли, Азербайджан возводит умные села и города. Там должны обеспечить современное качество жизни за счет инновационных технологий.
"Проект будут реализовывать в основном по пяти направлениям. Это – жилой сектор, сектор производства, умное сельское хозяйство и альтернативная энергия. Строительство ведется с использованием инновационных стройматериалов. Инженерные коммуникации и системы отопления в домах также будут созданы на основе "умных" технологий. В этих селах планируется построить современные школы, детские сады и медицинские центры", – подытожил директор Центра аграрных инноваций Министерства сельского хозяйства Азербайджана Акбер Абасов.
Тем, кто жил на этих территориях до оккупации, жилье будут предоставлять бесплатно. Предпринимателям помогут с бизнесом. Все – ради того, чтобы люди захотели возвращаться. Российско-украинскую войну часто сравнивают с конфликтом в Нагорном Карабахе. И одно можно сказать точно: и там, и там территории изуродованы войной. И если Азербайджан уже их строит, то Украине еще нужно их вернуть под свой контроль.
Евгения Китаева, Анна Кудрявцева Азербайджан"5 канал"
Как сообщал 5.UA, ситуация в Нагорном Карабахе обострилась 27 сентября 2020 года, когда на спорной территории начались активные бои. Азербайджан и Армения обвинили друг друга в провокации, после чего азербайджанские вооруженные силы начали наступление, захватив южную часть проблемного региона и вплотную подойдя к столице непризнанной "НКР" – Степанакерту.
Позже президенты Армении, Азербайджана и России подписали совместный документ о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе. Перемирие вступило в силу с 10 ноября.
В результате боев под контроль азербайджанских сил перешли пять городов, четыре поселка, 286 сел и вся азербайджано-иранская граница. На северном участке азербайджанская армия взяла под свой контроль ряд стратегических высот и населенных пунктов. На юге – территорию, прилегающую к границе с Ираном, а также город Шушу.