Апрель 2020 года. Мир охвачен войной и пандемией. Путин правит, не выходя из бункера, – как Гитлер в 45-м. Но беспокоит его не Донбасс и не эпидемия. 7 апреля он издает закон об уголовном преследовании за повреждение памятников военной славы России за ее пределами.
Следственный комитет РФ тут же открывает первое дело против старосты района Прага-6 в столице Чехии. 36-летний Ондржей Коларж решился снести памятник советскому маршалу Ивану Коневу в своем районе. Шутя объяснил: маршал нарушил условия карантина – был без маски, поэтому его убрали с улицы. Теперь Коларж – первый иностранец, которого Кремль будет преследовать по новому указу Путина.
В те же дни в Прагу прибыл агент российских спецслужб. Его отследили чешские разведчики и выделили Коларжу усиленную охрану. После применения путинскими агентами боевых отравляющих веществ в британском Солсбери кремлевским туристам никто не верит.
Чешские спецслужбы не сомневаются: Путин прислал киллера, чтобы убить борцов с советскими монументами. Именно так Кремль раскручивает новый виток еще одной войны без правил – войны памятников.
8 декабря 2013 года тут на Бессарабской площади Киева революционная толпа свалил статую Ленина и вызвала стихийный ленинопад по всей стране. Это очень возмутило Кремль и его прихвостней. Они назвали это "уничтожением исторической памяти". Но сам Ленин, который лично инициировал установление большевистских идолов на всех захваченных территориях, называл их честнее – Монументальной пропагандой.
Традиция установки памятников своим богам, вождям и героям существует столько же, сколько сама цивилизация. Для любого народа возведение монументов на своих и приобретенных землях всегда было утверждением собственной идеологии и наглядной пропагандой.
Когда же власть менялась или начиналось восстание – монументы летели на землю. Древние египтяне выбрасывали фараонов из пирамид, римляне разбивали статуи предыдущих императоров. Впоследствии в Риме изобрели более цивилизованный способ и просто меняли головы на императорских статуях в соответствии с политической конъюнктурой.
Такая тенденция продолжалась тысячелетиями. Символом французской революции стало установление гильотины на месте разрушенного монумента Людовику XV. А самым ярким этапом американской войны за независимость – свержение и переплавка на шаре конной статуи короля Георга III в Нью-Йорке.
"Однако только большевики превратили тенденцию в систему. Уже в первый год своего господства они издали декрет о тотальной ликвидации всех памятников предыдущей эпохи, и замену их собственными", – отметил историк Иван Дерейко.
Этот факт "уничтожения исторической памяти" никак не скрывался. Более того, советским гражданам о нем напоминали в пропагандистских фильмах об Ильиче.
"Владимир Ленин воспринимал помпезные имперские монументы не как выражение уважения к истории знаковых личностей, а исключительно как способ доминирования и навязывания своей идеологии. Именно поэтому он разработал собственный план войны памятников. Однопартийцы его назвали "Ленинским планом монументальной пропаганды", – уточнил Дерейко.
Вводить план надо было сразу и немедленно. Пропаганда ждать не могла. И если с собственными памятниками из-за нехватки ресурсов сначала вышла заминка, то валить вражеские начали сразу же.
Здесь нам следует прерваться и понять, что же именно попало под каток этой первой в истории системной войны памятников. Прежде всего это цари и все то, что в путинском указе названо "военной славой России". Далее – религиозные памятники, ведь ненависть к жадным московским попам в это время была безграничной. А под шумок уничтожали историческую память - как вот этот монумент Княгине Ольге, апостолу Андрею, Кириллу и Мефодию.
Сама идея скульптурных памятников пришла в Российскую империю из Европы довольно поздно – только в 18 веке. До этого в память о людях и событиях возводили церкви и часовни. Скульптуры же сначала ставили редко и изготавливали долго. Например, вот этот памятник Петру I от Екатерины II создавался долгих 12 лет, еще 5 месяцев до Петербурга тащили и обрабатывали 2000-тонную скалу под постамент для него.
Разработка и изготовление бронзового монумента "Тысячелетию России" заняло 5 лет. Его установили в 1862-м, до важной даты – 1000 лет от прибытия варяга Рюрика в Великий Новгород. Но чем хуже становилось России – тем больше в ней появлялось памятников.
"Если государство уделяет много внимания тому, как люди должны думать о прошлом, это подмена понятий, попытка отвлечь внимание от необходимости проведения реформ, от того, что должно происходить в настоящем", – отметил историк Тимоти Снайдер.
В 19 веке ставили преимущественно монументы героям и победам на полях сражений. Но после поражения в Крымской и русско-японской войнах империю захлестнула волна патриотической истерии. И в каждом крупном городе как грибы начали вырастать памятники правителям и царедворцам.
Пышные открытие царских статуй между двумя революциями – 1905 и 1917 годов уже попали на кинопленку. Вот, например, торжественное открытие и освящение монумента Александру II в Киеве на Европейской площади. Это 1911 год. Площадь еще раньше переименовали в Царскую. Городские чиновники наперебой свидетельствуют верность Императору Николаю II, а разбитые в двух войнах войска демонстрируют боевой дух накануне третьей – мировой.
Чтобы сгладить гнетущее поражение от японцев в 1905-м, империя вдруг напомнила о российских победах конца 19 века в Средней Азии и на Балканах. Для этого с 1907 до 1912 года по всей стране начали появляться памятники в честь генерала Скобелева, победителя турок и туркмен. До этого его забыли почти на тридцать лет – генерала не любили при дворе, а по распространенной версии – убили по приказу Александра II.
Но перед Первой мировой его статуи и бюсты вдруг появились всюду – в подневольных Польше, Украине, Балтии, Узбекистане. Самый монументальный конный памятник установили в Москве.
В Киеве же непосредственно перед войной почтили память премьера Петра Столыпина. Вот редкие кадры с дня открытия ему памятника на тогдашней Думской площади, ныне – Майдане Незалежности. Он яростно подавлял эту независимость, а за год до смерти в очередной раз запретил украинский язык. В народной памяти остался как жаргонное название вагона для перевозки узников.
Столыпина застрелил в Киевской опере студент университета Дмитрий Богров. Сатрапа торжественно похоронили в Киево-Печерской Лавре и поспешно открыли ему памятник в центре города. Но это наступление памятников уже не изменило судьбы империи. Царь отрекся от власти, и ненавистного Столыпина сбросили сами киевляне еще до прихода большевиков. А те уже устроили настоящий царепад.
Свою собственную декоммунизацию, то бишь децаризацию Ленин начал уже на первом году правления. Он приказал массово и безжалостно валить все памятники ушедшей эпохи и тут же сооружать свои. Ведь несмотря на послевоенную разруху, монументальная пропаганда была делом выживания красной диктатуры.
Первые большевистские памятники появились уже в 1918 году. Их Ленин приказал делать любые и из чего угодно – гипса, бетона или даже дерева. Когда не было времени сносить предшественников, их оттеняли большевистским антуражем. Как вот этого конного Александра Третьего посадили в клетку и закрыли символикой РСФСР.
Поэтому войска Муравьева, заняв Киев всего на несколько месяцев, успели разбить на Софийской площади первого киевского Ленина. Недостатком спешки было то, что первые гипсовые Ильичи легко разбивались. Что произошло и с киевским – его снесли в тот же год после возвращения украинской власти. Не сохранилось даже фото.
Другая проблема – первые Ленины были карикатурными. Макабричность этих монументов никого не пугала. Главное – чтобы их было побольше, и они несли четкий идеологический посыл. В Киеве это вылилось в установку вот такого восьмиметрового фанерного красноармейца на месте снесенного памятника Александру II на нынешней Европейской площади. Фанера, постепенно разрушаясь, выстояла целых 9 лет.
А на месте снесенного Столыпина на нынешнем Майдане Незалежности поселился вот такой Карл Маркс. Он, правда, пропагандистской цели не выполнил, а стал предметом насмешек. Крещатик тогда переименовали в улицу Воровского, поэтому киевляне шутили: Маркс держится за кошелек, чтобы не украли. А еще у него пальто застегивается на женскую сторону, поэтому он его сам с кого-то снял.
Карикатурность первой волны большевистских монументов исправил верный ленинец Иосиф Сталин. Он безжалостно сносил самые неуместные статуи, как вот киевского Карла Маркса. И как и Ленин, множил прижизненные памятники самому себе.
В Киеве ради кремлевского горца снесли фанерного красноармейца на Европейской площади. На том же месте, где стоял Александр II, появилась статуя нового императора – красного. Площадь впоследствии тоже переименовали в Сталинскую. Автор скульптуры – Сергей Меркуров, он же соорудил и памятник Ленину на другом конце Крещатика, напротив Бессарабского рынка.
"Советские монументы возводились тысячами. Как на уже освоенной территории, так и на только что занятой, например, во Львове. Здесь в 1939-1940 годах появилась статуя Сталина, монументы Сталинской дружбе народов и Сталинской конституции и постамент под будущий памятник Ленину", – отметил Дерейко.
Красные идолы появлялись на площадях, в скверах, перед учреждениями, заводами и школами. И даже в храмах, вместо алтарей. Памятник Сталину появился даже в Нью-Йорке, хотя и ненадолго. Его там выставили в роли крупнейшего достижения СССР на всемирной выставке 1939-1940 годов.
Наступление советской монументальной пропаганды ненадолго остановилось лишь с началом Второй мировой. Нацистские войска часто утюжили советские монументы, или же не мешали их сбрасывать местным жителям. И в основном это была не системная политика, а инициатива снизу. Многие большевистские статуй пережили войну, потому что нацисты их просто не трогали, или же использовали в роли указателей и виселиц.
Зато от нацистских монументов впоследствии избавлялись уже вполне системно. Большевики уничтожали все, что напоминало о гитлеровцах, включая могилы погибших. Военные кладбища солдат Вермахта начали восстанавливать только после падения социалистического блока. Западные же демократии прибегли к политике денацификации.
Директива Союзнического контрольного совета: "Любой памятник, мемориал, плакат, статуя, сооружение, топоним, эмблема, табличка или название улицы или шоссе, которые направлены на сохранение немецкой военной традиции, возрождение милитаризма или чествование нацистской партии, или прославляет войну, запрещены и объявлены вне закона".
"Национал-социалистический режим был признан преступным, и его наследство целенаправленно уничтожалось. Важным элементом денацификации была ликвидация нацистской монументальной пропаганды – памятников Гитлеру, нацистским генералам и их победам и поражениям. Называть их элементами исторической памяти тогда не додумался никто", – пояснил Дерейко.
Из двух разжигателей Второй мировой войны наказан был только один. Гитлер застрелился, символика нацизма запрещена, а монументы – повалены, потому что их существование угрожало новым кровопролитием. Другой же – Сталин – продолжал совершать преступления планетарного масштаба. И сейчас его снова поднимают на знамена.