Украинские бизнесмены в Польше демонстрируют чудеса выживания во время карантина. В то время, как польские предприниматели за 2,5 месяца карантинных ограничений закрывались и простаивали, украинские часто продолжали работать, ища идеи, как устоять в сложных обстоятельствах. В Польше немало украинцев владеют салонами красоты, кафе, хостелами, гостиницами и даже крупными предприятиями, которые трудоустраивают поляков. Их истории расскажет специальный корреспондент "5 канала" в Варшаве Маргарита Сытник.
Пирожные из свеклы, шоколадные батончики из пшена и фиников – для тех, кому сладкое нельзя, но отказаться сложно. Собственное кафе с полезными сладостями для аллергиков, диабетиков и любителей здорового питания супруги Закревские открыли за неделю до введения карантина. Их тортики без сахара и с минимальным количеством калорий стали идеальным утешением для всех, кто не хочет набрать лишние килограммы, сидя дома.
"В первый же день мы и не думали закрывать. Мы не хотели лишать удовольствия клиента, еще в такой тяжелый период, когда все в домах закрыты. Такие небольшие радости, сладкие радости в это столь сложное время", – говорит Лилия Закревская, владелица кафе.
Кафе Закревских стало исключением из закономерности, которую отмечают польские экономисты. Они утверждают – труднее всего в карантин пришлось фирмам, которые работали меньше чем год и не успели обзавестись большим количеством постоянных клиентов. Такие расчеты опровергает и другая польская фирма украинского происхождения. Выходцы из Сум в Варшаве во время карантина ни на миг не переставали ремонтировать телефоны и ноутбуки, которые то дети молоком обливали, то просто не выдерживали нагрузки работой из дома и бесконечными просмотрами сериалов.
"Мы решили нанять курьера и также сами время от времени садились на велосипеды и ездили по Варшаве, развозили устройства или забирали и у себя здесь ремонтировали. Когда все другие не работали, мы продолжали оставаться на прямой связи с нашими клиентами, они, так сказать, через сарафанное радио рекомендовали нас своим знакомым, коллегам, и за счет этого мы увеличили количество своих клиентов", – говорит Дмитрий Явтухов, руководитель сервисного центра "Добрый мастер".
Не потерять хотя бы тех клиентов, которые есть. Об этом во время карантина беспокоился одессит Намик Алиев. Он в Польше доставляет еду. В карантин ее стали заказывать в три раза меньше. Зато нашел новых заказчиков, воплотив свою давнюю идею, на которую вдохновил коронакризис. Он просто хотел потешить себя и друзей и начал жарить шашлыки.
"Попытались просто приготовить, просто забросили в "Фейсбук" пост. Хотя у нас такая идея была с шашлыками, но мы не думали, что мы будем это делать сейчас. Планировали года через 2 сделать. А здесь рынок сам сказал – дайте нам это, и мы стали давать", – рассказывает Намик Алиев, владелец компании по кетерингу Level Food.
Популярность шашлыков, когда пикники были под запретом, начала расти. Их заказывали не только знакомые бизнесмены-мигранты, но и поляки, которые привыкли к сарделькам или мясе на гриле. Теперь Намик хочет продавать в Польше франшизу на жарку шашлыков.
"Я считаю, что все люди с постсоветского пространства – они двужильные. Их не сломать. Таким кризисом нас на самом деле не напугать", – говорит Намик Алиев, владелец компании по кетерингу Level Food.
Украинские бизнесмены в Польше в кризис демонстрируют чудеса выживания и часто побеждают в конкуренции с местными.
Поляки уже привыкли к украинским трудовым мигрантам, а последние 3-4 года привыкают к украинскому бизнесу в Польше. Украинцы являются собственниками четвертой части фирм, принадлежащих иностранцам. А это около 5 тысяч компаний.
Не все фирмы успешно пережили месяцы карантинных ограничений. Но миграционный бизнес такой – если одно дело не идет, предприниматели берутся за другое и доказывают – и за рубежом, с чужими законами, они могут успешно развиваться и зарабатывать не только на полях или строительстве.
Из Польши, Маргарита Сытник, Ян Крючковский, "5 канал"