Воздушное пространство, где летают не ракеты, а пассажирские суда, как это было до полномасштабной войны. Для украинцев – это мечта и, кажется, что невыполнимая в военных реалиях. Но, похоже, во властных кругах задумались над тем, как можно восстановить полеты гражданских бортов.
В Офисе президента заявили, что в скором времени может заработать аэропорт "Борисполь". А вот авиационные эксперты менее оптимистичны. Есть ли перспективы открытия воздушного пространства Украины во время полномасштабной войны – расскажет Лидия Середюк.
Шумные аэродромы: пассажиры, спешащие на рейс, очередь на посадку и взлет самолета.
Путешествия за границу: в командировку или в теплые края. Это обыденность украинцев до полномасштабной войны. В последний раз пассажирские самолеты вылетели из Украины в роковую ночь 24 февраля. Сейчас звук самолета вызывает разве что страх от вероятной угрозы со стороны россиян. Закрытое небо для гражданского авиатранспорта – реальность, в которой живем уже второй год подряд.
Впрочем, разговоры о возможном открытии украинского аэропорта во время войны доносятся из Офиса президента. Андрей Ермак на встрече с иностранными послами заявил, что принимать и отправлять посетителей вскоре сможет аэропорт "Борисполь", который находится недалеко от Киева. Его заместитель уточнил, что это будет возможно, как только позволит ситуация с безопасностью. Если же рассматривать открытие аэродрома в ближайшем будущем, нужно продумать многочисленные риски и, прежде всего, оценить – насколько реально обеспечить защиту гражданского борта, когда враг атакует разные уголки страны.
"Ни одна страна в мире не имела такого опыта работы аэропортов, в которых на сегодняшний день находится Украина. Ближайший пример, который приводили – это опыт Израиля, но мы понимаем, что он абсолютно не корректен по сравнению с Украиной, потому что уровень угроз и масштабы технических возможностей врага несоизмеримы", – говорит авиационный эксперт Богдан Долинце.
Впрочем, как вариант, возможно возобновление работы аэродрома в западной области Украины в связи с близостью к границе с ЕС. В августе этого года украинская авиакомпания Air Ocean Airlines предложила открыть полеты из аэропорта в Ужгороде. Но в Закарпатской областной администрации отвергли эту возможность, пока идет война.
"Даже если Украина скажет, что мы завтра откроем воздушное пространство, это не дает ни одной иностранной компании летать в Украину, пока их национальная власть этот запрет не снимет. С точки зрения иностранных перевозчиков вопрос на сегодняшний день выглядит совершенно невозможным. Единственный возможный вариант начать полеты после открытия воздушного авиапространства – это исключительно украинские авиаперевозчики, имеющие самолеты и персонал, имеющий соответствующие сертификаты. Мы понимаем, что за 2 с половиной года часть персонала потеряла эти сертификаты, их необходимо повторно обучать", – считает авиационный эксперт Богдан Долинце.
Если и будет кому летать, следует разработать план действий персонала на борту и в помещении аэродрома на случай воздушной тревоги.
"Каких-то инструкций или правил – каким образом действовать на государственном уровне, по крайней мере официально, не принималось. Необходимо понимать – имеют ли те или иные аэропорты бомбоубежища, вместят ли они то количество пассажиров и персонала, которые будут находиться в этом аэропорту", – рассказывает авиационный эксперт Богдан Долинце.
"Должен быть запасной аэродром. Если получают информацию о ракетной опасности. Раньше для Киева это был аэропорт Одессы. Если мы сейчас говорим об аэропорте "Борисполь", то нужно, наверное, согласовывать с нашими польскими коллегами, чтобы эти самолеты могли приземлиться в польском аэропорту и пассажиры находились в безопасности", – говорит юрист по авиационному праву Мария Терещенко.
Восстановление гражданских полетов – пока призрачная перспектива, учитывая коварство врага. Полностью учесть все риски в условиях полномасштабной войны – сложно, но возможно. И во властных кругах всё чаще звучат разговоры об открытии хотя бы части украинского неба для пассажирских самолетов.
Лидия Середюк, "5 канал".
Как сообщал 5.UA, Евроконтроль ранее спрогнозировал ограничение полетов над Украиной и рф до 2029 года.
Напомним, WizzAir приостановит рейсы в Кишинев из-за "риска в воздушном пространстве Молдовы".
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.