Музей микроминиатюр Николая Сядристого уже более 40 лет действует в Киево-Печерском историко-культурном заповеднике. Творчество украинца известно и за рубежом – благодаря музеям его работ в Княжестве Андорра и в венгерском городе Сентендре.
1 сентября 2021 г. Народному художнику Украины, независимому историку, философу, поэту, журналисту-публицисту Николаю Сядристому исполняется 84. В молодом возрасте он четыре раза был абсолютным чемпионом Украины по подводному виду спорта и как мастер спорта даже входил в сборную бывшего СССР.

В свое время он, после школы и художественного училища, поступил на агрофакультет Харьковского сельскохозяйственного института имени В. Докучаева. Это не вписывалось в парадигму микроискусства, но именно здесь Сядристый открыл в себе дар микроминиатюриста, удивляя им студентов и профессоров. Окончив институт, даже успел поработать по специальности и получить повышение по службе, но... влечение к ювелирному искусству микроминиатюр взяло верх.

"Впервые, еще в 1967 г., выставлялся в Канаде на крупнейшей послевоенной международной выставке "Экспо-67". С тех пор побывал по меньшей мере в 50-ти странах: США, Мексике, Чили, Аргентине, Индии, Японии, Израиле, ОАЭ, Австралии и др. Посетил почти все европейские страны. Мои работы видели миллионы зрителей, к ним всегда устраивались длиннющие очереди. Буду откровенным: мне импонируют люди простые. От них черпаешь чрезвычайно много интересной информации о мире и его проблемах, общение с ними питает душу. А относительно "больших", то на моих выставках побывали Хрущев, Шелест, Горбачев, Лех Валенса, Ярузельский, Джимми Картер, Эрдоган, Демирель, Абдул Калам, Иоганнес Рау, Мохаммед Хатами, генсеки ООН Перес де Куэльяр, Пан Ги Мун и многие другие личности. Кстати, мою киевскую экспозицию никто из президентов независимой Украины не посетил", – рассказывал Николай Сядристый.
Его "невидимки" можно разглядеть только под микроскопом. Ветка розы, помещенная в отполированный до прозрачности волос; ноты "Полонеза" Огинского на листочке хризантемы 2х3 мм; портрет-барельеф Т. Шевченко (3х3 мм) из терновой косточки; "Кобзарь" с обложкой из бессмертника, портретом поэта, предисловием И. Франко и несколькими стихотворениями – самая маленькая в мире книга; шахматная доска с расставленными на ней фигурками, на головке иглы; акварели на срезах зерен...
С течением времени появились сверхсложные работы. Попробуйте представить золотой фрегат, длиной всего 3,5 мм. Из 337 деталей! Еще и с объемным монтажом, уровень которого недостижим для современных технологий. А золотой комар в натуральную величину? На носу комарика – девочка под зонтиком, а с одной из ножек свисает туфелька...
Автограф
Автор сделал свой автограф на торце волоса.
Самая маленькая надпись в мире, выполненная рукой человека. Буквы вырезаны из платины.

В гостях у вечности
Композиция выполнена из золота и размещена в виноградном зерне.
Царь и богиня является копией барельефа, вырезанного на стене храма в Долине Царей в Египте.

Мельница
Золотой макет одной из действующих мельниц, которая находится в интернациональном музее мельниц в г. Гифгорне (Германия). Состоит из 203 деталей. Высота – 1.8 мм. Размещен на половине макового зерна.

Жизнь
По анкерному волоску, взятому из миниатюрных наручных часов, минуя важные и переломные моменты своей жизни, идет человек.
Толщина фигурки, выполненной из золота, 5 микрон.

Встреча
Композиция изготовлена из золота и размещена на крупинке сахара.

Инструменты
Композиция изготовлена из платины и размещена на торце волоса.
В работе показана возможность изготовления деталей конкретных форм пропорций только вручную.

Цветок
Акварель на половине зерна яблока. Увеличено.

Кобзарь
Самая маленькая в мире книга. Размер – 0.6 мм. На 12 страницах написаны стихи Т. Г. Шевченко, предисловие авторства И. Франко, а также изображены рисунки.
Сшита паутинкой, обложка изготовлена из лепестка бессмертника.

"Лебедь Финляндии"
Длина фрегата – 3,96 мм, толщина оснастки – 0.003 мм (в поперечном срезе в 400 раз тоньше человеческого волоса). Модель состоит из 280 деталей.
Материал: золото, платина, стекло.

Карта Австралии
Карта выгравирована на стекле, которое вставлено в половинку макового зерна. Кенгуру изготовлено из золота.
Миниатюра демонстрировалась вместе с другими изделиями автора на Всемирной выставке ЭКСПО-88 в Австралии.

Метафизика
Макет пивного завода изготовлен из золота и платины.
Состоит из 137 частей и размещен на половинке зерна ячменя.

Самый маленький в мире действующий электромотор
Размер электромотора – 1/20 мм, почти в 20 раз меньше, чем маковое зернышко.
1967 г. Среди технических достижений 64 стран, на Всемирной выставке Экспо-67 в Монреале, был наименьшим действующим агрегатом. Для сравнения мотор показан рядом с муравьем.

Параллельный мир
Комар в натуральную величину (длина 6,5 мм), выполненный из золота.
Маленькая девочка сидит под зонтиком на носу насекомого.

Подкованная блоха
Блоха в натуральную величину выполнена из золота и подкована золотыми подковками.
Микроснимок: ножки натуральной блохи, которая тоже подкована (одна из первых работ мастера).

Поэзия
Композиция выполнена из золота и размещена в ушке швейной иглы.
Тетива и Стрела в 400 раз тоньше, чем человеческий волос.

"Полонез" Огинского
Фрагмент работы выполнен на листочке хризантемы. Выполнено из стекла, на котором выгравированы ноты "Полонеза" Огинского. Размер листочка –2х5 мм.

Скрипка
Самая маленькая в мире скрипка. Ее длина – всего лишь 3,45 мм.

Роза в волоске
Волос просверлен по длине и отполирован сверху и внутри до прозрачности. Внутрь вставлена веточка розы, толщина которой – 0,05 мм.

Время
Действующие часы, размещенные в голове насекомого, состоят из 130 частей.
Они сочетают механику, электрическую инженерию и ювелирную работу.

Шахматы
Самые маленькие в мире шахматы. Шахматная доска с фигурками размещена на головке шпильки.
Показана позиция игры одной из партий Алехина и Капабланки (12-й Чемпионат мира по шахматам проходил в Буэнос-Айресе с 16 сентября по 29 ноября 1927 г. Претендент А. Алехин победил действующего чемпиона Х. Г. Капабланку со счетом 18,5 – 15,5 и стал четвертым чемпионом мира, – ред.).

Впрочем, к сфере жизненных интересов М. Сядристого относится не только искусство. Благодаря рассказам матери о колхозной жизни в тоталитарном СССР, многие годы жизни он посвятил развенчанию преступлений коммунизма. Хотя сам он, благодаря творчеству, имел разрешение и выезжать за границу, и даже встречаться с вождями "советов". Но все это было как-то...
Интересно он описывал свою встречу с Никитой Хрущевым:
"Встреча проходила в Харьковском обкоме партии. Шел на нее в одолженном пиджачке, поскольку собственного не имел "представительного" вида – жилось бедно. Меня готовили к этой встрече долго и тщательно, наставляли ничего "от себя" не говорить, а только зачитать заготовленный "вверху" текст. Вместо предполагаемых 15 минут Хрущев проговорил со мной больше часа ... Больше я его не видел. Через много лет встретился с его дочерью Радой. Поинтересовался, не знает ли она о судьбе портрета, который я подарил Никите Сергеевичу. Рада Никитична сказала, что он, очевидно, сгорел вместе с архивом во время пожара на даче Хрущева".
Сядристый рисовал Хрущева шрифтографией, с помощью букв разной толщины. На портрет легло более 120 тысяч букв. А через лупу можно было прочесть все тексты его речей во время визита в Америку ...
"Прощаясь со мной, он сказал: "Большие изменения в современном обществе могут сделать только гении или идиоты". Я хотел у него спросить, кем он считает себя. Но его охранник наступил мне на ногу. И я промолчал", – вспоминает Сядристый.
"Изготовление микроминиатюр в моей жизни занимало немного времени. Свои усилия преимущественно направлял и направляю на изучение нашей драматической истории – истории тоталитарных режимов. Занимаюсь этим уже более 50 лет. И хочу сделать итог этой работе. Еще в детстве слышал от односельчан, а особенно от своей матери, которая была колхозницей, о ленинско-сталинском терроре в отдельно взятом селе (речь идет о родной Колесниковке на Харьковщине – ред.). А еще разожгли во мне огонь встречи с представителями зарубежной культуры, учеными, с нашей эмиграцией. Были среди этих людей дочери И. Франко, гетмана Скоропадского, дети русских дворян... Атмосфера способствовала углубленному изучению истоков большевистского террора", – припоминал Сядристый.

Николай Сядристый рассказывал в интервью об огромном собственном архиве материалов по истории карательных спецслужб СССР, концлагерей, их происхождения, кадрового состава и т. п., а также документов о депортациях различных народов в советское время, материалов по истреблению ведущей украинской и российской интеллигенции.
"В 2005 г. мне удалось подготовить большую выставку о Голодоморе, которая была развернута в "Украинском доме" в Киеве. Открывал ее тогдашний президент Украины Виктор Ющенко. Впоследствии она обошла все областные центры Украины, побывала в Венгрии и Греции. Мне вместе с другими художниками выпало принять участие и в создании мемориала памяти жертв Голодоморов в Украине".
На фотографии: открытие выставки Н. Сядристого "Историко-политические истоки коммуно-фашистского террора" в Киеве 2013 г.

В 2017 году усилиями независимого историка вышла в свет третья книга "Близнецы-братья" с подзаголовком "Ленин и Гитлер, Муссолини..." – результат его исследований трагических событий в истории человечества ХХ века, когда, по упомянутым данным, коммунистические режимы уничтожили 100 млн человек, а фашистские – 50 млн. При этом следует отметить: фашистские вожди открыто заявляли, что захвату и удержанию власти они учились у Ленина, анализируя его методику террора. А Муссолини носил на шее медальон с изображением Маркса.
В своих книгах автор ничего не выдумывает. Он масштабно и системно цитирует вождей коммунистической, нацистской, фашистской тирании, доказывая, что они по преступной сути ничем не отличаются друг от друга. Чтобы такие книги подготовить и издать, Сядристому надо было тщательно изучить и запомнить около 100 тыс. страниц произведений коммуно-фашистских диктаторов.
Читайте также: "Играть "хороших советских людей" мне не доверяли": почему Богдан Ступка мог никогда не попасть в кино