Обозреватель

В Украине по-новому будут маркировать пищевые продукты – что это означает для потребителя и производителя

    Читайте українською
    Большие буквы, которые легко читаются, и достоверная информация об ингредиентах – это лишь некоторые из новых требований к информации

    Проинформирован – значит вооружен! В Украине вступил в силу закон "О требованиях к информированию потребителей о пищевых продуктах". Именно он поможет людям подробнее ответить на вопрос: "А что же мы на самом деле едим?".

     

    Большие буквы, которые легко читаются, и достоверная информация об ингредиентах – это лишь некоторые из новых требований к информации для потребителей пищевых продуктов. Чтобы изменить рекламу и этикетки на товарах, производителям дали 3 года, далее будут наказывать штрафами.

    В Украине вступил в силу новый закон о маркировке пищевых продуктов. Обновленные требования полностью  соответствуют стандартам ЕС. Главное, что теперь на этикетках –  только точная информация о составе продуктов.

    "Творог кисломолочный, это по количеству, его больше всего, и потом там малина свежемороженая, сахар, яйцо, полностью весь состав у нас здесь указывается", – рассказывает Светлана Броницкая, работница торгово-производственной сети.

    В магазине молочной экопродукции вопрос об ингредиентах – самый актуальный для покупателей.

    Поэтому здесь их указывают во всех подробностях. Но новый закон все же обязывает внести правки.

    "Немного увеличить шрифт нужно на этом продукте, чтобы человек мог прочитать, плюс наличие аллергенов, это тоже очень важно применить, это новая фраза, которая будет указываться на данных продуктах", – объясняет Светлана.

    Кроме даты изготовления и срока годности, на этикетке всех продуктов должны появиться обязательные сроки "Употребить до" или "Лучше употребить до" в зависимости от продукта.

    "Применяется это там, где жесткий конечный срок потребления. Соответственно это для скоропортящейся продукции – мясная, молочная. Опция для продукции длительного потребления "Лучше употребить до", когда, в принципе, даже после этого срока продукция не несет риска для потребителя", – комментирует Владимир Лапа, руководитель Госпродпотребслужбы.

    Должен измениться и размер букв на этикетке – чтобы читать состав продукта было проще.

    "Размер букв не должен быть меньше чем 1,2 мм. Шрифт должен стать больше в полтора раза, что даст возможность потребителю понять, что написано, что содержит продукция и сделать осознанный выбор", – объясняет Владимир Лапа.

    Если продукт содержит аллергены – на этикетке должна быть специальная отметка.

    "Они отдельно в перечне ингредиентов, аллергены будут по определенному списку выделены либо цветом, либо шрифтом, так, чтобы их было четко видно", - отмечает Николай Мороз, гендиректор директората безопасности и качества пищевой продукции.

    "Если продукция содержит арахис или следы глютена или лактозы, молочного сахара, это очень важно для людей. Во всех европейских странах это уже есть", - комментирует врач-диетолог Карина Дейнека.

    Новые требования уменьшат соблазн производителей не указывать в составе вредные ингредиенты. Сейчас они этим часто злоупотребляют.

    "Написано "масло подсолнечное" и "пальмовое масло", но нужно понимать, что это и есть рафинированные жиры, то есть лучше чтобы производитель писал, что в составе именно такой жир, а не обычное растительное масло", - замечает диетолог.

    Производители не смогут приписывать своим продуктам и лечебные свойства.

    "Продукт, который содержит утверждения о том, что потребление именно этого типа продукта может быть полезно для работы желудка, для сердца, для повышения производительности, если существуют такие утверждения – они должны быть научно обоснованы", – отмечает Николай Мороз, гендиректор директората безопасности и качества пищевой продукции.

    В полную силу закон заработает через три года – такой переходный период определили его авторы.

    "Чтобы не было необходимости отзывать продукцию с рынка, перемаркировывать, перепаковывать продукцию, что существенно увеличило бы ее стоимость для производителя. И опять же, это вопрос цены для потребителя", – говорит руководитель Госпродпотребслужбы.

    Контролировать соблюдение закона будет – Госпродпотребслужба. За нарушение норм для производителей предусмотрели штрафы – самый большой – свыше 80 тысяч гривен и возврат  производителю всей партии товара. Сейчас же, говорят в Министерстве агрополитики, работают над законопроектом об упаковке продуктов, который станет последним шагом во внедрении европейских стандартов в Украине.

    Ирина Сысак, Игорь Костюк, "5 канал"

    Предыдущий материал
    В Украине по-новому будут маркировать пищевые продукты – что это означает для потребителя и производителя
    Следующий материал
    Очередная "тишина": враг стрелял из запрещенного Минском оружия

    Новые правила маркировки вступили в силу: что изменится

    К украинскому политзаключенному Карпюку не пропустили единственную возможную в год посылку с продуктами

    Забраковали десятки тысяч сухпайков: в ВСУ отчитались о мониторинге качества питания

    В Украине ускорился рост цен: что подорожало больше всего

    С клубникой, голубым сыром и спаржей: топ-10 рецептов вкусных овощных салатов

    Мини-огород на подоконнике: топ-10 овощей и зелени, которые легко вырастить дома