Сегодня, 22 января, мы вспоминаем этого уникального художника, чьи произведения остаются актуальными даже спустя десятилетия после его смерти. Абэ был одним из ведущих представителей японского послевоенного авангарда, и его творчество глубоко исследует тему идентичности, одиночества и борьбы человека с современным миром. Больше об этом расскажет "Дивогляд".
Жизненный путь: от Маньчжурии до Токио
Кобо Абэ родился 7 марта 1924 года в Токио. Его отец работал преподавателем на медицинском факультете в Мукденском университете, потому детство и юность Абэ провел в Маньчжурии. Возвращение в Токио в 1943 году, где он начал обучение на медицинском факультете Императорского университета, явилось переломным моментом в его жизни. Однако медицинская карьера не увлекала Абэ, и вскоре он понял, что его настоящее призвание – литература.
Первые шаги в писательской деятельности он сделал еще в студенческие годы, а в 1948 году вышло в свет его первое литературное произведение – "Дорожный знак в конце улицы". Успех пришел в 1951 году, когда повесть "Стена. Преступление Карума" принесла ему престижную премию Акутагавы. Этот момент определил его дальнейший путь, и он полностью посвятил себя литературе.
Философские глубины творчества
Кобо Абэ в своем творчестве ставил в центр внимания вопросы идентичности, свободы и ответственности. Его произведения, часто сравниваемые с работами Сартра и Достоевского, отличаются глубокой символикой и многослойностью.
"Женщина в песках"
Одним из самых известных произведений Абэ является роман "Женщина в песках", изданный в 1962 году. Это произведение рассказывает об учителе Ники, который попадает в ловушку песчаной ямы, где вынужден жить вместе с одинокой женщиной.
Его борьба со своими внутренними страхами, стремлением к свободе и необходимостью адаптироваться к новым условиям становится метафорой человеческого существования. Роман получил премию газеты "Иомура" и был экранизирован режиссером Хироси Тесигахарой, получив мировое признание.
"Чужое лицо"
Роман "Чужое лицо" исследует тему потери собственного "я" из-за истории ученого, который после химического взрыва вынужден носить маску. Маска становится не только физическим, но и символическим барьером между ним и обществом. Герой проходит путь от изоляции до признания своей вины и отчуждения.
"Сожженная карта"
В романе "Сожженная карта" Абэ анализирует, как потеря связи со своим прошлым и идентичностью может привести к духовному вакууму. Герой произведения Тасиро теряет свою "личную карту" и с ней чувство принадлежности к миру. Эта история становится аллегорией утраты смысла жизни в современном обществе.

Вклад в драматургию
Помимо романов Абэ создал ряд пьес, которые отличаются гротескностью и философской глубиной. Среди них: "Охота на рабов" (1955), "Призраки между нами" (1958), "Мужчина, превратившийся в палку" (1969). Эти работы стали основой для экспериментального театра, который Абэ организовал в своей "Студии Абэ".
Философские взгляды
Кобо Абэ часто размышлял над смыслом жизни, человеческими страхами и стремлением обрести смысл и гармонию в хаотическом мире. В одном из последних интервью он сказал:
"Смысла жизни нет, есть только увлекательный процесс его поиска"
Увлечение украинской литературой
Одним из ключевых аспектов, сформировавших не только литературное, но и жизненное мировоззрение Кобо Абе, было его основательное знакомство с классической мировой литературой, в частности, украинской.
"Еще в школьные годы я был очарован творчеством гиганта украинской литературы – Гоголя. Я прочитал почти все написанное им, и не раз, и причисляю себя к его ученику. Переплетение выдумки и реальности, благодаря чему реальность предстает предельно ярко и впечатляюще, появилось в моих произведениях благодаря Гоголю, который научил меня этому"
Последние годы
Абэ умер 22 января 1993 года в Токио, оставив после себя незаконченный роман. Его наследие остается важной составляющей мировой культуры, а произведения до сих пор изучают и ценят за их глубину и универсальность.
Самые известные произведения Кобо Абе
- "Женщина в песках"
- "Чужое лицо"
- "Сожженная карта"
- "Человек-коробка"
- "Вошедшие в ковчег"
Цитаты
- "Если успех спит – жди..."
- "Будущее не что иное, как производное прошлого"
- "Потерпевшие кораблекрушение погибают не столько от голода и жажды, сколько от страха, что пищи и воды не хватит. Стоит только подумать, что проиграл, и в тот же миг начнется поражение"
- "Придет ли тот момент, когда я смогу осуществить свою мечту начать новую жизнь в образе другого человека?"
- "Но нерушимость ли абсолютно необходима для существования? Разве от стремления утвердить нерушимость не возникает отвратительное соперничество?"
- "Чем сильнее накрашена женщина, тем проще совратить ее"
- "Окруженный непреодолимой стеной радушия, я всегда был одинок"
- "Одиночество – это неуемная жажда мечты"
- "Среди тех, кто ненавидит новости, злодеев не бывает"
- "Хороший пейзаж не обязательно должен быть великодушен к человеку"
Творчество Кобо Абэ – уникальный синтез японской философии, европейской литературной традиции и современного искусства. Его работы заставляют задуматься о сложных вопросах существования и оставляют неизгладимое впечатление на читателей и зрителей во всем мире.
Ранее "Дивогляд" делился 8 цитатами Умберто Эко о вдохновляющих жизни и книгах и мышлениях.
Пока на нашей земле война, даже "Дивогляд" – это не о котиках и пандочках, а о победах нашего войска! Наш Telegram – Дивогляд 5.UA.