История успеха Mcdonald's: как продавец миксеров превратил одну закусочную в настоящую империю

Mcdonald's – один из самых известных и дорогих брендов мира.

Это сеть ресторанов с наибольшим доходом в мире. И ежедневно они обслуживают около 69 миллионов клиентов в более, чем 100 странах мира.

[attached type= " 1 "ids= "265676"] По состоянию на 2018 год насчитывалось 37 855 ресторанов быстрого питания Mcdonald's. И с тех пор эта цифра лишь росла, пишет "Дивогляд".

Но в чем секрет этой сети фастфудов? Как из обычной придорожной закусочной всего за несколько лет удалось построить настоящую "империю бургеров"?

Началось все в 1948 году, когда два брата Ричард и Морис Макдональд открыли первую закусочную под названием Mcdonald's на окраинах Сан Бернардино, Калифорния.

Ричард и Морис Макдоналды
Ричард и Морис Макдоналды
Фото: відкриті джерела

В то время очень популярной была концепция, когда люди могли подъехать к кафе и забрать заказ, не выходя из автомобиля. Но ждать обычно приходилось долго, а обслуживание не всегда было на должном уровне. Поэтому братья разработали собственную систему быстрого обслуживания, которая должна была снизить затраты и повысить товарооборот.

В 1952 году братья Макдональды построили новое здание, которое имело необычную восьмиугольную форму и большие панорамные окна. Через них посетители могли видеть весь процесс производства. Это было очень необычно и очень привлекало людей.

Морис и Ричард тщательно просчитали каждое движение и каждую операцию на кухне. Перед тем, как расставить оборудование, они прорисовывали все мелом на теннисном корте позади своего дома и заставляли работников представлять, что они готовят блюда, чтобы найти идеальную расстановку.

Так что теперь изготовление бургера занимало считанные минуты.

Ресторан работал только на вынос, а вся посуда была бумажной, что сильно экономило время и деньги на мытье. Вместо целой кучи позиций в меню остались лишь несколько самых популярных блюд: гамбургер, чизбургер, чипсы, яблочный пирог, кофе, сладкие газированные напитки и пиво. Впоследствии добавили картофель фри, милкшейки и мороженое.

McDonald's
McDonald's
Фото: commons.wikimedia.org

Эти молочные коктейли стали очень популярными, поэтому братья искали способ, как готовить их быстрее. Они наткнулись на рекламу миксеров, которые могли одновременно взбивать несколько порций милкшейка, поэтому заказали сразу 8 таких миксеров.

Здесь в этой истории появляется Рэй Крок.

Он был торговым агентом, который продавал эти самые миксеры. Продажи у него шли не очень, поэтому он очень удивился, когда узнал о новом крупном заказе. Крок преодолел пол страны, чтобы посмотреть на ресторан, которому понадобилось столько шейкеров. И был поражен увиденным.

Реймонд Крок
Реймонд Крок
Фото: commons.wikimedia.org

Перед окошком выдачи заказов стояли очереди и пиковые часы могли достигать сотни человек. Но довольные клиенты очень быстро отходили со своими бумажными пакетами еды. Бизнес процветал.

Крок познакомился с Ричардом и Морисом, и те показали ему свою кухню. Тогда торговый агент загорелся желанием создавать франшизы ресторана Mcdonald's по всей стране. Макдональды не особенно этим заинтересовались, ведь они уже пробовали создавать франшизы, но ни одна из них не имела успеха, ведь владельцы новых ресторанов меняли меню, не соблюдали стандарты качества или чистоты или не могли справиться с работой. Кроме того, Макдональды не были уверены, что в местностях с не таким теплым и солнечным климатом, как в Калифорнии, система самовыноса будет иметь успех.

Но сын чешского иммигранта Крок был очень настойчивым, поэтому в конце концов он убедил братьев позволить ему стать эксклюзивным агентом по продаже франшизы. Это был 1954 год.

Рэй Крок начал продавать лицензии за 950 долларов + 2% от годового оборота Крок брал себе 1,5%, а братьям отдавал оставшиеся 0,5%. Предприниматель был абсолютно уверен в успехе, поэтому на начальном этапе такой процент его вполне устроил. Кстати, сейчас франшиза Mcdonald's стоит около миллиона долларов.

Читайте также: Бывшая работница Mcdonald'S рассказала, как мстила грубым клиентам

В 1955 году Крок зарегистрировал компанию Mcdonald's System Inc, которую через 5 лет переименовали в Mcdonald's Corporation. Всего за несколько лет удалось открыть более 200 ресторанов по всей Америке. И с каждым годом популярность сети росла.

Если Макдоналды разработали уникальную систему быстрого обслуживания, то Кроку удалось достичь одинаковых стандартов в каждом из новых ресторанов. Стандартизированные операции обеспечивали одинаковые на вкус гамбургеры в каждом заведении. Рей установил жесткие правила для франчайзеров о том, какая еда должна быть, из чего должна быть изготовлена, размеры порции, способ приготовления пищи, время приготовления и упаковка. Однако он позволил франчайзерам внедрять свой подход к маркетингу.

Так, в 1963 году владелец ресторана в Вашингтоне Уиллард Скотт придумал образ клоуна Рональда Макдональда, который сегодня по узнаваемости среди вымышленных персонажей уступает только Санта-Клаусу.

Первая ТВ-реклама с клоуном Рональдом Макдональдом:

По условиям контракта, все свои нововведения Крок должен был согласовывать с Макдональдами. Это вызывало постоянные споры, поэтому в 1961 году Рэй нашел способ выкупить у братьев все права на бренд.

Чтобы стать единоличным владельцем компании Mcdonald's, Крок должен был заплатить Ричарду и Морису $2,7 млн (сейчас это около $21,6), а также обязывался платить 1% от ежемесячной прибыли, однако этот пункт не был прописан в договоре, а лишь утверждался рукопожатием.

Потеряв права на название Mcdonald's, Ричард и Морис Макдоналды вынуждены были переименовать свой ресторан в Сан Бернардино. Вместо этого Крок построил новый Mcdonald's почти рядом.

Не выдержав такого удара, Морис умер, а Ричард так и не смог простить такого предательства Рэя. И 1% от продаж они так и не получили, ведь не смогли доказать, что действительно была такая договоренность. На сегодня сумма, которую они должны были бы получить, составила бы 100 млн долларов в год.

Между тем, сеть только разрасталась и в 1967 году был открыт первый ресторан за пределами США – в Канаде. А в 1971 году Mcdonald's дошел до Европы. В Украине первый ресторан быстрого питания открылся 24 мая 1997 года в Киеве возле станции метро Лукьяновская.

По состоянию на 2021 год, в 24 городах и пяти селах Украины действует 109 ресторанов Mcdonald's.

Кстати, пока сеть фастфудов развивается по всему миру, в Исландии последний ресторан Mcdonald's закрыли в 2009 году. А недавно стало известно, что и Нидерланды планируют запретить фастфуд чтобы уберечь детей от ожирения.

Если вы устали от серьезных новостей и хочется немного расслабиться, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Дивогляд 5.UA – здесь может быть страшно, но весело!

Прокомментируйте

Читайте больше