Как говорить с детьми о Голодоморе: ТОП-3 совета от детского психолога

Каждый год в четвертую субботу ноября Украина чтит память миллионов жертв голодоморов, ставших трагедией для украинского народа в XX веке. Эти страшные события затронули страну трижды, оставив глубокий след в ее истории и памяти.

Самый страшный из них, Голодомор 1932-33 годов, был признан геноцидом украинского народа. По разным подсчетам в этот период от голода умерло от 3,9 до 7 млн человек.

Известная детская психолог Светлана Ройз поделилась советами, как правильно говорить о Голодоморе с детьми и как им объяснить про тот трагический период в истории Украины, не травмируя. Ее советы публикует "Дивогляд".

"Детям до 9-10 лет непонятны сложные метафоры. Их важно объяснять. Лучше не использовать мультфильмы (особенно мультфильм "Голодный дух", я знаю, что его рекомендуют показывать в школе. Пожалуйста, НЕ ДЕЛАЙТЕ этого, он для взрослых). Нельзя показывать фото с умершими-лучше рассказы, чтения, размышления, дискуссии. Я недавно писала о том, что когда мы читаем книгу сами или слышим рассказ, образ, который мы представляем – пластичный, его можно изменять. И мы не создадим того, с чем не можем справиться. Образ, который мы увидели, сформирован кем – то (иллюстратором, художником, режиссером) – фиксирован, и его восприятие может быть не под силу конкретному ребенку или взрослому. С ним потом приходится работать с психологом", – рассказывает Ройз.

Психолог подчеркивает, что, когда мы хотим предложить нарисовать рисунок на какую-то тему или сделать изделие (в конце урока или занятия часто предлагают такую активность), нам важно помнить, что так мы фиксируем, закрепляем образ. И правильнее рисовать, создавать то, что связано с силой, а не со страхом. В теме Голодомора правильнее рисовать колоски, поля пшеницы, делать свечу, рисовать свою силу или силу народа, страны.

Памятник жертвам Голодомора
Памятник жертвам Голодомора
Фото: Shutterstock

Любой разговор на сложную тему состоит из трех частей: стабилизации, конфронтации, интеграции.

  1. Стабилизация.

Эта часть помогает укрепиться в настоящем, почувствовать силу, опереться на то, что поможет справиться со сложной информацией. Не попасть в ретравматизацию. В этой части важно, чтобы сам взрослый был устойчивым, чтобы имел возможность видеть всех детей (если речь идет об учителе в школе) – это важно, чтобы быстро реагировать и давать поддержку или корректировать тему. Лучше, если дети сидят в кругу.

Идея для начала: Какие есть реликвии в вашей семье – то, что передавалось бы по наследству? Но это не только драгоценности и деньги: вышиванка, Библия, фотоальбом, семейные истории или шутки, рецепты блюд, рисунки детей, семейные традиции (колядки, елочное украшение, обнимашки перед сном), песни, у кого-то магнитики на холодильнике из путешествий. Кто-то из класса или все по порядку могут рассказать об этом.

В некоторых семьях есть коробочки – сундучки, где хранят билеты со спектаклей, Важные мелочи.

Когда мы рассматриваем или даже вспоминаем про эти сокровища – мы наполняемся силой.

У каждого из нас, у каждой семьи есть история, и в ней есть много радостных, грустных, а иногда страшных страниц. И нам хочется помнить о хорошем и веселом и очень хочется забыть о том, что было грустно или страшно.

И у страны есть истории побед и радости, а есть и истории грусти и боли.

Как вам кажется, почему мы вспоминаем о войнах, почему говорим, что важно помнить нашу историю? (Тогда наши шрамы станут нашей силой. Эта память не даст повторяться тому, что происходило. Память – уважение к тем, кто были до нас. И как ваш шрам от падения на велосипеде делает вас более внимательными, более заботливыми так и мы, помня о прошлом, помня о шрамах, становимся внимательнее к современности).

Читайте также: "С чего же ты живешь? Чего не умираешь?": Голодомор 1932-1933 годов в воспоминаниях и аутентичных документах

  1. И здесь начинается следующая часть – Конфронтация, непосредственный контакт с темой.

Вы замечали, что некоторые бабушки и дедушки хранят зернышки пшеницы? Собирают в щепотку крошки после еды? Просят бережно относиться к любым продуктам? Вы знаете почему?

Что вы знаете о Голодоморе?

Возможно, вы слышали от ваших родителей или бабушек и дедушек слова "Советский Союз" или "СССР"? Это государство, образованное еще в прошлом веке, в 1922 году. Ваши бабушки и дедушки жили еще в СССР, ваши родители родились в СССР, и Украина входила в него как одна из частей – республик.

Советская власть – руководство страны – стремилась полностью подчинить себе республики. Все не просто должны были быть равными-все должны были быть управляемы. А для этого нужно было лишить людей силы – их идентичности (вы знаете это слово?), особенностей, культуры, истории.

"Советская власть насаждала украинскому народу новые обычаи, новые обряды, в то же время заставляла украинцев отрекаться от своего прошлого, забыть свое происхождение".

Так украинцы лишались языка, культуры, истории, улицы и города, которые ранее назывались именами народных героев или в честь побед и гордости украинцев, переименовывались в честь лидеров партии – тех, кто правили страной. Это было важно, чтобы стереть память о прошлом, сделать так, чтобы мы перестали помнить о своем.

Когда – то, до советских времен, у жителей села – крестьян-были собственные хозяйства, но все свое было невыгодным и страшным для советской власти. Она пыталась все сделать "общим"(представьте, будто у вас есть ваши вещи, а кто приходит и говорит:"Теперь они общие").

Поэтому крестьян – людей, которые работали на земле, – загоняли в колхозы – в коллективные хозяйства, их собственность отбирали и они должны были отрабатывать "трудодни" – рабочее время, за которое платили так мало, что было сложно прокормить свою семью. Конечно, это вызывало сопротивление. Поэтому крестьян начали насильно загонять в колхозы. И чтобы сломать их – запугать, сделать зависимыми, в Украине – на щедрой и богатой земле – создали искусственный голод. Когда люди борются за жизнь, ими легче управлять.

Власти сделали план по заготовке хлеба, который невозможно было выполнить. Сначала полностью забирали все запасы зерна (а вы знаете, что делается из зерна?), а потом отбирали все продукты и даже вещи – это были штрафы за "невыполнение плана сдачи хлеба". А чтобы люди не могли спастись от голода, им было запрещено выезжать в другие города и Республики.

22,4 миллиона человек физически заблокировали в пределах территории Голодомора. А планы заготовки хлеба все повышали – требовали все больше.

7 августа 1932 года советская власть утвердила постановление, которое народ назвал "Закон о пяти колосках". Если крестьянин, чтобы хоть немного накормить семью, брал с неубранные поля – его очень жестоко наказывали. Все колхозное имущество приравнивалось к государственному.

Пшеница
Пшеница
Фото: Shutterstock

"Этим законом государство наказывала голодных крестьян за сбор в поле остатков урожая заключением на 10 лет с конфискацией имущества или уничтожением".

А потом еще и ввели штрафы – у крестьян могли отбирать не только зерно, но и вообще все продукты и все, что им принадлежало. Все, что можно было бы обменять на еду.

И такого не было ни в одной из республик Советского Союза. Это делалось только в Украине.

Читайте также: Реальные последствия Голодомора СБУ рассекретила документы о переписи населения Украины 1937 года

Люди умирали с голоду на своей щедрой земле. Но власть должна была скрыть свое преступление, и поэтому об этом было запрещено говорить. Все было сделано для того, чтобы об этом не знали в мире, все смерти были записаны как от болезни или несчастного случая.

Советский режим убил миллионы украинцев. Это ужасное преступление. Это называется геноцидом. И нам важно помнить об этом-чтобы никогда не позволить себе забыть, кто мы.

Мы не можем изменить прошлое. Но можем сделать все, чтобы ценить жизнь, чтобы не сдаваться, чтобы оставаться собой. И хранить то, что нам дорого. Нашу целостность, нашу силу, нашу культуру. Наши реликвии.

И в память об этих страшных событиях мы зажигаем свечу памяти.

В память о тех, кто погибли, и в знак того, что мы не сдадимся. Что наша сила будет прорастать во все времена – мы ставим свечу на окно. Это Свеча памяти и жизни.

Когда мы углубляемся в тему, важно наблюдать реакцию детей. Задавать вопросы, говорить медленнее, следить за изменением позы, возможно. Детям важно напоминать, что мы сейчас в 2023 году. Мы сейчас. И мы сейчас в безопасности.

  1. Интеграция. Завершение темы.

Всегда важно понимать, с чем ребенок уходит с урока. Что именно она взяла из того, что мы ей предложили. Акцент должен быть на жизни. На силе.

Можно нарисовать реликвию своей семьи или рода, свечу, колоски. Можно сделать подсвечник (обклеить стеклянную баночку снаружи салфетками или цветной бумагой). Можно сделать свечу (мы делаем ее из листов вощины и фитиля или, обматывая тонкую свечку вощиной) и предложить вместе с родителями поставить вечером ее на окно.

И помнить, как важно беречь Жизнь, как важно не сдаваться, хранить верность тому, кто мы. И как важно помнить.

Какие книги можно читать детям, чтобы рассказать о Голодоморе

Для детей 4,5-7 лет есть книга "Скриня" Екатерины Егорушкиной. Для чуть старше, 9-14 лет, "Від Хрулів до Зюзюк" Насти Мельниченко.

Эти книги рассказывают о Голодоморе детям в очень корректной форме. Книга "Скриня" – для малышей, в ней есть хорошая метафора сундука, в которой может храниться как и приданое, так и в самых сокровенных частях то, что связано с памятью. В сундуки наших бабушек можно найти зернышки и колоски и с помощью этой книги можно начать бережную разговор о том, что было в истории нашего народа, когда огромной ценностью были эти зерна.

Книга "Від Хрулів до Зюзюк" – это детский детектив, в котором главные герои – дети-находят дневники женщины-ученой и пытаются расшифровывать ее послание. Начинают путешествие по Украине.

Они попадают в места, где жители им рассказывают о Голодоморе, ссылке, репрессиях, депортации крымских татар. Она читается очень интересно, не оставляет ощущения трагедии и тяжести. И эту книгу, по мнению Ройз, точно стоит включить в школьную программу.

Эти книги можно читать дома вместе с родителями. "Скриню" можно читать в детском саду и в младших классах школы, "Хрули" было бы прекрасно поставить детям как внеклассное чтение, а потом обсуждать. Или читать вместе во время уроков.

Пусть на все сложные темы в нашей жизни мы сможем говорить прямо, опираясь на жизнь и нашу силу.

Светлана Ройз семейный и детский психолог

Читайте также: "До сих пор помню привкус лепешек из листьев и желудей": воспоминания женщины, пережившей Голодомор

Прокомментируйте

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

Читайте больше