Находка
Находка 5 канал

Историческая находка: возле Хортицы обнаружили 300-летний якорь казаков – в чем его уникальность

Читайте українською
В XVIII веке именно здесь была Днепровская флотилия – лодки и корабли, на которых запорожские казаки ходили в боевые походы

Трехсотлетний якорь нашли на дне обмелевшего Днепра у острова Хортица. По информации исследователей, якорь использовали запорожские казаки на одном из своих судов. Артефакт был поднят на поверхность и передан на реставрацию. В каком состоянии историческая находка и какова ее дальнейшая судьба – узнавал Денис Розенков.

Казацкий якорь нашел сотрудник Национального заповедника "Хортица" Павел Деменко. Как выглядит артефакт – показывает на фотографиях. После теракта на Каховской ГЭС, приведшего к обмелению Днепра, работники заповедника "Хортица" постоянно обследуют береговую линию острова. В XVIII веке именно здесь была Днепровская флотилия – лодки и корабли, на которых запорожские казаки ходили в боевые походы.

"С тех пор как упала вода, мы периодически проходим по берегу, изучаем новые памятники. В этом районе находок практически не было, не было из-за того, что они оказались все близко к берегу, очень близко к берегу, никто никогда не обследовал Я решил пройтись назад в том же районе, вода еще упала, и появился фрагмент деревянного штока", – рассказал сотрудник Национального заповедника "Хортица" Павел Деменко.

Найденый якорь весит более 150 килограммов. Его изготовили 300 лет назад в Сибири. А уже потом доставили в Днепровскую флотилию в Запорожье, для одного из судов класса "Бригантина". По весу и размерам такие называют "адмиралтейскими".

"Интересны события российско-турецкой войны, особенно флота. Вроде как российская империя, но по документам известно, что в российской империи не хватало искусных людей, которые могли строить корабли. Вот, вроде бы "Бригантина", будто русский корабль. Но строили казаки и ходили казаки. То есть пользовались этими якорями казаки. Это наша история на самом деле", – убеждает специалист.

Найденный артефакт был передан на реставрацию в Запорожский музей судоходства. При реставрации деревянная часть якоря будет законсервирована. А железная – отчищена от ржавчины. В нижней части артефакта ученые надеются обнаружить клейма кузнецов, что поможет установить дату его изготовления.

"Это была очень дорогая вещь на то время. Потому, как пишет регламент, один пуд, 16 килограммов, якорной стали стоил государственной казне, как 10 окладов российского солдата. То есть у нас этот якорь, государство могло в течение года отряд где-то 30 человек содержать. Очень дорого было технически изготовить, выковать из сплошного куска стали, вот такую болванку, все это кованое, без сварки, то есть дорогая вещь", – уверяет реставратор Национального заповедника "Хортица" Андрей Денисенко.

После реставрации якорь пополнит коллекцию Запорожского музея судоходства. Ученые считают, что он должен занять почетное место, ведь такие находки являются редкостью.

"Это история военно-морского флота Украины. Это как бы история казаков, с чего это все начиналось, мы сейчас видим наш военно-морской флот, насколько он сильнее, хотя плавсредств у нас очень мало осталось, но ребята работают, молодцы. А это – история, то есть это то, с чего все начиналось, мы не должны этого забывать", – отмечает Павел Деменко.

Денис Розенков, Дмитрий Дубина, Запорожье, "5 Канал"

Читайте также: Затопленные тайны: что находят черные археологи на обнаженном дне Каховской ГЭС – сюжет.

Смотрите также: Полторы сотни могил и находки XVI века. Что еще копают археологи в Черкассах?

Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.

Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.

Предыдущий материал
Историческая находка: возле Хортицы обнаружили 300-летний якорь казаков – в чем его уникальность
Следующий материал
Впервые в истории США: спикеру Палаты представителей Маккарти объявили импичмент
В Черкассах разработали уникальную программу и руководство по истории родного края – как проходит обучение

В Черкассах разработали уникальную программу и руководство по истории родного края – как проходит обучение

"Должен был под нацистским конвоем сжигать тела своих детей": Бабий Яр – кошмар того, кто выжил после расстрела

"Должен был под нацистским конвоем сжигать тела своих детей": Бабий Яр – кошмар того, кто выжил после расстрела

Как 1000 лет назад: в Калуше устроили историческую реконструкцию "Сплав соли по Днестру"

Как 1000 лет назад: в Калуше устроили историческую реконструкцию "Сплав соли по Днестру"

Идеолог украинской государственности: политическая карьера Ивана Франко, о которой мало кто знает

Идеолог украинской государственности: политическая карьера Ивана Франко, о которой мало кто знает

Иван Франко, которого вы не знали: политик, нетипичный социалист и борец с москвофилами

Иван Франко, которого вы не знали: политик, нетипичный социалист и борец с москвофилами

Чем болел Иван Франко? – "Машина времени"

Чем болел Иван Франко? – "Машина времени"