За 40 лет до братьев Райт: железные крылья изобретателя Можайского

Модель самолета Можайского в музее поселка Вороновица відкриті джерела
Украинский конструктор-экспериментатор финского происхождения Александр Можайский первым в мире решился поднять в небо устройство тяжелее воздуха. Ровно 150 лет назад в селе Вороновица Винницкой области он начал отчаянный эксперимент ‒ создание летательного аппарата. На борту измеритель скорости, высотомер и прицел для сброса бомб ‒ чем еще изобретатель поражал свою эпоху

"Жар-птица" изобретателя Можайского

  • Первые опыты Можайский начал на 45-м году жизни ‒ солидный возраст, как на те времена.
  • Пытаясь выяснить зависимость размера крыла от веса птицы, Можайский собрал немалую коллекцию чучел птиц разного размера (от воробья до аиста), из них около сотни ‒ с распластанными крыльями.
  • Эксперименты с летательными аппаратами он проводил целых 7 лет ‒ с 1869 по 1876 г. Сначала это были опыты с воздушными змеями. Только на измерения и подсчеты ушло около трех лет.
  • На первом воздушном змее можно было летать с помощью буксира за телегой, запряженной тройкой лошадей. Позже он стал прототипом простейшего планера.
.
.відкриті джерела
  • Средства для летательного аппарата Можайскому помогал искать химик Дмитрий Менделеев. На них была построена модель аэроплана, ныне известного как "самолет Можайского".
  • На сооружение самолета в натуральную величину нужны были 18 895 рублей. Обращения во все возможные инстанции не дали результата, только военный министр Лесовский предоставил 2500 рублей. Их хватило на заказ в Англии двух паровых двигателей в 20 и 10 лошадиных сил.
  • В 1881 г. Можайский запатентовал первый в мире "воздухолетательный снаряд".
.
.відкриті джерела
  • Чтобы собрать аэроплан и испытать его в воздухе, изобретатель заложил все свое имущество, даже наручные часы, кольца, столовые ложки и форменный сюртук. И в 1882 г. "Жар-птица" Можайского прошла первые испытания.
  • Летательный аппарат весом около 930 кг летел со скоростью 11 м/с на двух неподвижных крыльях, закрепленных мачтами. Двигателями служили две паровые машины общей мощностью 30 лошадиных сил. Направление полета задавалось вращением хвоста, а разгон обеспечивался прикрепленной к лодке тележкой.
.
.відкриті джерела
  • По замыслу изобретателя, самолет мог садиться и на воду, для чего фюзеляжу была придана форма лодки. На западе фюзеляжный тип самолета будет изобретен только спустя 30 лет.
  • Самолет Можайского имел аэронавигационное оборудование: компас, измеритель скорости, барометр-высотомер, два термометра и даже прицел для сброса бомб.
  • Первый полет закончился не слишком удачно: при посадке повредилось крыло самолета, а механик получил травму.
  • Самолет стоял много лет под открытым небом, потом был разобран. После смерти Можайского его сын Александр пытался продать остатки самолета правительству, но получил отказ.

Прихоти судьбы экспериментатора

Александр Можайский
Александр Можайскийвідкриті джерела
  • Почти вся жизнь изобретателя самолета была связана с морем, он даже принимал участие в кругосветном плавании. К тому же он был потомственным моряком.
  • В Винницкую область Можайского привела случайность, которая и сделала его владельцем роскошного поместья: владелец здания ‒ брат Можайского ‒ умер, едва переехав в Вороновицу.
  • Из-за непривычных занятий изобретателя местные крестьяне смотрели на него как на чудака и считали, что он водится с самим чертом.
.
.відкриті джерела
  • В 2016 г. в Винницкой области появилась петиция о переименовании аэропорта "Гавришевка" именем Александра Можайского. 
  • В честь изобретателя назван астероид 2850 Mozhaiskij, который находится в главном поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера. Открыт 2 октября 1978 года.

Напомним, ранее мы писали о семи арестах и "смерти" Мустафы Джемилева.

Предыдущий материал
За 40 лет до братьев Райт: железные крылья изобретателя Можайского
Следующий материал
Уютный ноябрь: невероятные рецепты из клюквы