Украинский конструктор-экспериментатор финского происхождения Александр Можайский первым в мире решился поднять в небо устройство тяжелее воздуха. Ровно 150 лет назад в селе Вороновица Винницкой области он начал отчаянный эксперимент ‒ создание летательного аппарата. На борту измеритель скорости, высотомер и прицел для сброса бомб ‒ чем еще изобретатель поражал свою эпоху
"Жар-птица" изобретателя Можайского
- Первые опыты Можайский начал на 45-м году жизни ‒ солидный возраст, как на те времена.
- Пытаясь выяснить зависимость размера крыла от веса птицы, Можайский собрал немалую коллекцию чучел птиц разного размера (от воробья до аиста), из них около сотни ‒ с распластанными крыльями.
- Эксперименты с летательными аппаратами он проводил целых 7 лет ‒ с 1869 по 1876 г. Сначала это были опыты с воздушными змеями. Только на измерения и подсчеты ушло около трех лет.
- На первом воздушном змее можно было летать с помощью буксира за телегой, запряженной тройкой лошадей. Позже он стал прототипом простейшего планера.
- Средства для летательного аппарата Можайскому помогал искать химик Дмитрий Менделеев. На них была построена модель аэроплана, ныне известного как "самолет Можайского".
- На сооружение самолета в натуральную величину нужны были 18 895 рублей. Обращения во все возможные инстанции не дали результата, только военный министр Лесовский предоставил 2500 рублей. Их хватило на заказ в Англии двух паровых двигателей в 20 и 10 лошадиных сил.
- В 1881 г. Можайский запатентовал первый в мире "воздухолетательный снаряд".
- Чтобы собрать аэроплан и испытать его в воздухе, изобретатель заложил все свое имущество, даже наручные часы, кольца, столовые ложки и форменный сюртук. И в 1882 г. "Жар-птица" Можайского прошла первые испытания.
- Летательный аппарат весом около 930 кг летел со скоростью 11 м/с на двух неподвижных крыльях, закрепленных мачтами. Двигателями служили две паровые машины общей мощностью 30 лошадиных сил. Направление полета задавалось вращением хвоста, а разгон обеспечивался прикрепленной к лодке тележкой.
- По замыслу изобретателя, самолет мог садиться и на воду, для чего фюзеляжу была придана форма лодки. На западе фюзеляжный тип самолета будет изобретен только спустя 30 лет.
- Самолет Можайского имел аэронавигационное оборудование: компас, измеритель скорости, барометр-высотомер, два термометра и даже прицел для сброса бомб.
- Первый полет закончился не слишком удачно: при посадке повредилось крыло самолета, а механик получил травму.
- Самолет стоял много лет под открытым небом, потом был разобран. После смерти Можайского его сын Александр пытался продать остатки самолета правительству, но получил отказ.
Прихоти судьбы экспериментатора
- Почти вся жизнь изобретателя самолета была связана с морем, он даже принимал участие в кругосветном плавании. К тому же он был потомственным моряком.
- В Винницкую область Можайского привела случайность, которая и сделала его владельцем роскошного поместья: владелец здания ‒ брат Можайского ‒ умер, едва переехав в Вороновицу.
- Из-за непривычных занятий изобретателя местные крестьяне смотрели на него как на чудака и считали, что он водится с самим чертом.
- В 2016 г. в Винницкой области появилась петиция о переименовании аэропорта "Гавришевка" именем Александра Можайского.
- В честь изобретателя назван астероид 2850 Mozhaiskij, который находится в главном поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера. Открыт 2 октября 1978 года.
Напомним, ранее мы писали о семи арестах и "смерти" Мустафы Джемилева.
Следующий материал
Уютный ноябрь: невероятные рецепты из клюквы