Десятки самолетов в небе над Черкасской областью. В эти выходные пилоты малой авиации собрались на авиафестиваль "ЯСЛА-2020". Его проводят уже второй раз. Современные самолеты и самодельные летательные аппараты видела корреспондент "5 канала" Яна Лымаренко.
Этот самолет создала команда черкасских пенсионеров. Четверо бывших пилотов местного аэропорта жить без неба не смогли и начали создавать летательные аппараты в старом ангаре. Этот самолет уже восьмой.
"Первый был такой подпрыгивающий, он не летал, а только так, подпрыгивал, кувыркались мы на нем, там еще я и ногу подвернул, ну это такое, а потом уже сделали второй – лучше, уже на этом понемножку начали летать, третий был – мы уже поднимались там на 100 метров, и уже кружили, и так оно пошло и пошло", – рассказывает Анатолий Ковальчук, авиаконструктор.
Около сотни самолетов приземлились на старом аэродроме в Ротмистровке. Профессиональные пилоты и любители собрались со всей страны.
Белого "маэстро" Виктор Каваев строил 10 лет, машина вышла не хуже заводских. Сейчас летает на окраинах родного Луцка, и дальше не полетит, потому что еще нет регистрации.
"Предварительно пробовал зарегистрировать, но, как говорят, в Украине процедура для самодельных летательных аппаратов очень сложная, бюрократическая, но сейчас я эти дела прикончу и я его зарегистрирую", – говорит Виктор Каваев, авиаконструктор.
Нелицензированные самолеты, а таких большинство, были экспонатами на выставке во время авиафеста. Их владельцы на мастер-классах делились опытом производства, хитростями конструкций и секретами, как их зарегистрировать. На взлетных полосах в небо подымались только заводские.
Летают с перерывами, потому что сорвался ветер. Диспетчер сообщает, что полеты под угрозой, но в конце концов выпускает самолеты на взлетные полосы.
"5-6 метров в секунду под углом 80 градусов, к сожалению, ветер более 5 метров оказывает значительное влияние на полет легкомоторной авиации", – говорит Геннадий Штерн, военный летчик, диспетчер.
Валерий Белявский уже 4 года является владельцем самолета. Говорит – этот транспорт стал доступнее и по цене, и по расходу топлива. Его аппарат за час полета использует 30 литров горючего, а пролетает за это время до 300 километров.
"На сегодняшний день так сложилось, что самолет не какая-то роскошь, а это на самом деле обычное средство передвижения, потому что раньше считали, что это такой дорогостоящий объект, потому что на самом деле стоимость самолета – это на самом деле стоимость такой хорошей машины", – говорит Валерий Белявский, пилот.
Самолеты становятся более доступными, но взлетных полос для них все меньше. Сейчас в Украине 900 аэродромов, но в рабочем состоянии меньше половины. Остальные заброшены еще с двухтысячных. Ротмистровский аэродром тоже зарастал амброзией до прошлого года, тогда здесь впервые провели фестиваль авиалюбителей "ЯСЛА".
"Мы имеем очень печальные примеры того, когда на аэродромах будут какие-то курятники, когда их используют под зернохранилища, это тоже важные вещи, но аэродром должен использоваться для полетов", – говорит Владимир Осичинюк, организатор авиафестиваля.
Пилоты стремятся спасти Ротмистровский аэродром, да и украинскую авиацию, которая в значительной степени держится на энтузиастах.
Яна Лымаренко, Вячеслав Ромодан, Черкасская область, "5 канал"