С тех пор как на сельском аэродроме недалеко от городка Турийска на Волыни заработал музей автораритетов, двери ангара практически не закрываются. Ежедневно посетители приходят посмотреть – на чем ездили 50 и даже 100 лет назад.
Начинается экспозиция с конных фаэтонов. В запущенном состоянии они попали в музей из сельских конюшен. А вот этот грузовик времен Второй мировой войны, так называемая трехтонка, восстанавливали почти два года. И на это ушло сто тысяч гривен. Теперь она не только заводится, но и ездит.
Выжимает всего сорок километров в час.
"Эта машина была создана в сорок третьем году. Была отреставрирована. Запчасти искали по всем областям. Больше всего нашли в Петербурге – подняли со дна Ладожского озера. Использовалась для перевозки больших габаритов, ракетных установок и для продовольствия", – говорит механик-инструктор Михаил Купчик.
Пятиклассник Саша успел "опробовать" несколько машин. Признается: нравится техника, на которой ездили военные.

"Я люблю очень сильно историю. И это мне красиво. Потому что ты можешь увидеть прошлое: как немцы ездили, как СССР ездил. Как наши украинцы ездили с фронта. Это очень интересно", - убежден посетитель выставки Александр.
Но больше всего посетителей – возле так называемых репликаров. Эти машины были созданы в Украине на базе старого ГАЗ-52 для фильма "Красный". Это два грузовика "Опель-блиц" и джип с откидным верхом. Кино вышло в прокат, а техника – попала в музей. Коллекционер Роман Микитюк, который собирает эти экспонаты, хочет, чтобы благодаря такой выставке в регион приезжало больше туристов.
"Затратно только по времени, финансов идет не так много. Эта техника советского периода, там ничего особенного нет, понимаете. Ее просто надо разобрать. А запчасти без проблем. Сегодня много любителей, которые такие запчасти продают. В среднем одна техника получается не более восьмидесяти тысяч гривен", – говорит организатор ретромузея Роман Микитюк.

Есть в коллекции музея и даже немало экземпляров – гражданский автотранспорт, и легкая авиация.
"Часть из них была грузовыми. Рассевала минудобрения над полями. Но потом в связи с тем, что изобрели квадрокоптеры и другие распылители, самолеты перестали активно использоваться. И теперь они – музейные экспонаты. Но могут быть использованы в любую минуту, потому что технически исправны", - рассказывает заместитель директора ретромузея Оксана Калюжная.
Сейчас в музее пятьдесят экспонатов. Волынские автолюбители планируют в следующем году добавить еще несколько грузовиков и легковушек и достроить третий экскурсионный ангар.
Ольга Михайлюта, Александр Стерничук, Роман Иванский, Волынская область, "5 канал"