Еще один ковидный пик. Снова более 15 тысяч больных в сутки. В Харькове, в частности, более тысячи новых случаев коронавируса. Больницы переполнены. Местные власти рассчитывают на дополнительные койки в ведомственных больницах. Но сейчас именно эти медучреждения просят помощи у волонтеров. Потому что не имеют даже средств защиты. В сложившейся ситуации разбиралась журналистка "5 канала".
13-я городская больница заполнена до отказа. Ежедневно здесь выписывается около двух десятков пациентов и столько же привозят. Большинство из них в тяжелом состоянии и нуждаются в кислородной терапии. Все городские больницы, говорят чиновники, переполнены. Ставить новые кровати просто некуда.
"У нас есть кровати, но все зависит от возможности поставить возле каждой кровати дыхательную аппаратуру", – говорит заместитель городского головы по вопросам здравоохранения Харьковского городского совета Светлана Горбунова-Рубан.
Из-за нехватки коек с подведенным кислородом горсовет планирует установить новые кислородные станции. И уже обратилась за помощью к облгосадминистрации.
"Я сегодня буду иметь разговор с главой ХОГА, буду добиваться разговора с "Укрзализныцей", потому что у них тоже есть возможность, и они оснащены для того, чтобы разворачивать дополнительные места в городе Харькове", – замечает секретарь Харьковского городского совета Игорь Терехов.
Две ведомственные больницы, которые принадлежат "Укрзализныце", уже принимают ковидных больных с конца прошлого года. Впрочем, сейчас медики обратились к волонтерам за помощью. Волонтер Наталья Попова для больницы через соцсети собирает все: от перчаток до масок для ИВЛ. Но это мелочи, говорит – в медучреждении только 4 кислородных точки. Есть фундамент под кислородную бочку, да сами трассы так и не проложили. Волонтер убеждена, что посодействовать их строительству могли бы в ОГА, как и обеспечить медучреждение всем необходимым. Ведь больница – одна из опорных в борьбе с коронавирусом.
"Каждая больница в нашем регионе открывалась по распоряжению департамента. Департамент давал распоряжение экстренной медицинской помощи вести туда пациентов. Если вы знаете, что там ничего нет, если вы ничего не дали, зачем вы везете туда жителей Харькова", – отмечает волонтер Наталья Попова.
Чиновники же убеждают, что кислородные трассы должна была делать "Укрзализныця". И почему она этого не сделала до сих пор – ответа нет.
"Эти больницы имеют контракт с НСЗУ по тем пакетам, которые платит государство как заказчик по этим услугам. И эти деньги поступают не в больницу, они поступают в "Укрзализныцю". Вопрос возникает в том, в каком объеме "Укрзализныця" финансирует эти больницы. Мы не можем профинансировать эти больницы, потому что бюджетный кодекс не позволяет нам это сделать", – говорит заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Михаил Черняк.
В центре здравоохранения "Укрзализныци" на наш запрос дали письменный ответ.
"К сожалению, последние полгода мы не можем провести ни одной закупки, потому что офис по безопасности АО "Укрзализныци" нам их блокирует. На данный момент больницы обеспечиваются защитными средствами, дезинфицирующими средствами и медикаментами за счет волонтеров и спонсорских средств", – сказано в ответе на запрос.
Областные чиновники срочно начали переговоры с предприятием. Но они усложнены. На этой неделе уволили председателя правления "Укрзализныци". Конкурс на должность должен начаться в ближайшее время. До тех пор облгосадминистрация пообещала взять на себя обеспечение медиков средствами защиты, лекарствами и необходимым оборудованием.
Оксана Нечепоренко, Вячеслав Кузьменко, Харьков, "5 канал"