Как живут крымские татары, бежавшие после оккупации Крыма, – эксклюзив из Новоалексеевки

Крымские татары 5 канал / Час. Підсумки тижня
В Новоалексеевке Херсонской области живет крупнейшая на материковой Украине община крымских татар

Крымские татары на этой неделе отметили День национального флага. Голубое полотно сейчас является не только национальным символом коренного народа Крыма, но и олицетворением борьбы с российским оккупантом.

Кстати, Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, в которой признала преследование крымских татар со стороны России. Фактически Ассамблея в очередной раз подтвердила непризнание аннексии Крыма. А еще призвала расследовать каждое преступление против крымских татар и привлечь виновных к ответственности.

Эти два события: и день флага, и заявления ПАСЕ как-то органично совпали с нашими съемками крупнейшего на материковой Украине поселения крымских татар. Много крымчан не только после 2014 года, но и раньше, выехали с полуострова и поселились в Херсонской области в поселке Новоалексеевка. Сейчас там живут около 5 тысяч крымских татар. Но даже приехав на материковую часть Украины, многие из них продолжают бояться преследования. Корреспондент "5 канала" Анна Рыбалка – эксклюзивно из Херсонской области для "Итогов недели"("Підсумків тижня").

От этого места до оккупированного Крыма – 25 километров. Но для крымских татар, поселившихся в Новоалексеевке, полуостров – дальше, чем кажется. Старшие люди вспоминают депортацию и изгнание в советское время. Младшие опасаются преследования со стороны российских оккупационных властей.

В Новоалексеевке проживает 5 тысяч крымских татар.

Из громкоговорителя долетает молитва из местной мечети.

Усеин Тохлу, имам Новоалексеевской мечети, говорит: "Новоалексеевка – это самая большая община, которая проживает в Украине и это вообще историческая земля, где крымские татары проживали. Это ближайшая точка к Крыму, к Чонгару, где наш народ остановился".

Мечеть в Новоалексеевке
Мечеть в Новоалексеевке5 канал / Час. Підсумки тижня

Крымские татары сюда приезжали после депортации и возвращения из Узбекистана в конце 70-80 лет. Немало и тех, кто поселился в поселке уже после оккупации Крыма Россией. По большей части, они не хотят рассказывать о себе на камеру, говорят, для их семей это опасно.

Сейран Ишмуратов, житель Новоалексеевки, говорит: "Я, можно сказать, родился здесь. Проходите, пожалуйста".

Сейран – один из местных крымских татар, на которых в Крыму оккупанты завели уголовное дело. За четкую гражданскую позицию в отношении агрессора.

"Я мама этого дома", говорит Эльмира Ишмуратова, жительница Новоалексеевки.

Мать Сейрана Эльмирасвидетель депортации 1944 года. Вспоминает, как после возвращения из Узбекистана, пришлось пережить изгнание во второй раз. Советская власть не хотела регистрировать крымских татар на полуострове. Поэтому и получить работу было невозможно.

Госпожа Эльмира вспоминает: "На самом деле им можно, а нам нет. Какое было объяснение? Крымские татары. Я виновата, что родилась в Крыму? Вот если разобраться".

Эльмира Ишмуратова
Эльмира Ишмуратова5 канал / Час. Підсумки тижня

Сейран Ишмуратов вспоминает: "В Крым не пускали. Тогда 3-4 семьи вместе собрались, переехали сюда. И здесь не прописывали. Наша семья жила больше трех лет без прописки".

Еще одна жительница Новоалексеевки – Азиме Умерова. День депортации в далеком 1944 году помнит, как будто это было вчера.

Госпожа Азиме вспоминает те страшные события: "Приехали высылать. Мы жили в Белогорске. Пришли утром в 5 часов. Они в масках с пистолетами зашли. Мы все начали кричать, испугавшись. Нас на машину погрузили. 15 минут дали. Мы плакали. Мама, что могла, схватила для детей. Нас на машину посадили, и потом в Симферополь привезли, и потом на поезд".

Ленур Люманов – директор единственной на материковой Украине школы, где ученики учат крымско-татарский язык и литературу. Недавно здесь появились и крымско-татарские классы. На уроках учителя говорят со школьниками преимущественно на крымско-татарском. По меньшей мере для половины учеников Новоалексеевской школы – это родной язык.

Ленур Люманов говорит: "В нашей школе преподается с 1989 года крымско-татарский язык как предмет. Но последние четыре года мы набираем классы с крымско-татарским языком обучения". 

Коридоры школы на каникулах. В классеизображение национального героя крымских татар, организатора первого КурултаяНомана Челебиджихана.

Школа в Новоалексеевке
Школа в Новоалексеевке5 канал / Час. Підсумки тижня

У директора школысвоя история депортации и возвращения в Крым. Из узбекского Самарканда, еще 10-летним мальчиком Ленур Люманов с родителями уехал в конце 70-х. С надеждой, наконец, поселиться на полуострове.

Ленур Люманов вспоминает: "Вещи в контейнер и переезжали. Хотели в Крым, но остановились здесь".

Тогдашняя советская власть не спешила встречать крымских татар с распростертыми объятиями.

"Мой родной дядя шесть лет без прописки с четырьмя детьми жил. В то время такая политика была. Поэтому мои родители переехали сюда, чтобы впоследствии переехать в Крым", – рассказывает директор Новоалексеевской школы.

Со временем семья Ленура поселилась в Новоалексеевке в 25 километрах от полуострова. Здесь купили дом. Но впоследствии земля в Крыму подорожала. Поэтому эта мечта так и осталась мечтой.

Председатель мусульманской общины в Новоалексеевке дарит нам на память Коран. Но кроме религии, имам говорит и о политике, и об оккупации, и о войне.

"До сегодняшнего дня наш народ, который живет в Крыму, не принял эту ситуацию и никогда не примет. Здесь на этой территории очень много пророссийского электората. И я не думаю, что завтра, не дай Бог, что Россия сюда зайдет, они будут очень плакать. Многие ждут", — говорит Усеин Тохлу, имам Новоалексеевской мечети.

Азиме угощает сладостями и говорит о политике. Она уверена, что Крым вернется под контроль Украины. Но успеет ли вернуться туда?

Госпожа Азиме говорит: "Мои там дедушкипрадеды остались. Это моя личная родина. Почему я не должна думать о Крыме. Я каждый день смотрю, когда же эта чушь закончится, когда Крым вернется". 

В Новоалексеевке нет большой площади, где собирались бы митинги. Жизнь здесь оживленная у местного вокзала. До оккупации поезда отсюда и до Джанкоя ходили каждый час, с ностальгией вспоминают местные. Теперь в сторону Крыма дважды депортированные могут только смотреть. Из-за захвата Россией полуостров снова недосягаем-как и в 1944, и в конце семидесятых. И только памятная надпись - " отсюда началось освобождение Крыма. УНР" – на фасаде вокзала – словно убеждает – история все равно расставит все на свои места.

Анна Рыбалка, Анна Кудрявцева, "Итоги недели"

Предыдущий материал
Как живут крымские татары, бежавшие после оккупации Крыма, – эксклюзив из Новоалексеевки
Следующий материал
Миллиард деревьев за три года: реальные ли цифры и как будут воплощать проект