Перенос местных выборов в Украине на весну был бы выгоден для Москвы, считает политический эксперт, публицист Виктор Бобыренко. Об этом он написал в своей колонке на "Украинской правде".
Он также рассказал о том, на чем делают акценты нынешние кандидаты, к каким технологиям прибегают, чтобы сохранить свое влияние.
Подаем основные тезисы дословно:
В июле 2019 года Вячеслав Богуслаев, совладелец "Мотор Сичи", мощный как для Запорожья человек, неожиданно проиграл простому фотографу Сергею Штепе.
Вся кампания Богуслаева строилась на определении и признании того, что он – крепкий хозяйственник. Но прошлогодняя мода была на новые лица. И такая ситуация была повсеместно.
Известны случаи, когда миллионеры-хозяйственники покупали себе в штабе "Слуг народа" технических кандидатов, которые и кампании не вели. Но все равно ноунеймы выигрывали. Потому что и швабра выиграла бы у человека, которого отбрендировал Зеленский.
Но мода текучая. Политическая мода на новые лица продержалась недолго. "Зе!Команда" растратила в течение года весь свой шарм.
Мало того, оппоненты выставили ребят Зеленского именно как бесхозяйственников. И потому маятник качнулся в другую сторону. По всей стране с бордов на нас смотрят "профессионалы и хозяйственники".
Однако этих "хозяйственников" настолько много, что бедному избирателю трудно выбирать между разными командами.
Сейчас из каждого утюга слышно, что нужно выбирать местных. Не приедет же, в самом деле, Владимир Александрович лампочки в подъездах вкручивать? Максимум – инспектировать "большую стройку", слушать о местных стратегиях и выдвигать местных кандидатов в городские головы.
Поэтому первая плоскость для избирателя – местные проблемы – местные хозяйственники. Главное – выбрать правильного. Потому что на бордах – исключительно они.
Но другая плоскость – идеологическая. Ее никто не отменял на местных выборах. И для кого-то идеологическое – больше, чем двор, улица, город.
...Во всех без исключения областях есть команды местных хозяйственников. Самые первые, у кого они отбирают голоса, – это "слуги народа".
Когда в стране заметна стагнация органов центральной власти, поднимают головы местные элиты. И они не только поднимают головы. Их фронда становится агрессивнее.
Но местные популисты живо отбирают голоса и у Юлии Тимошенко. Юлия Владимировна продала несколько партийных ячеек на франшизу, как, например, в Сумской области (Игорю Молотку) или Хмельницкой (Гереге). И то ли из-за болезни, то ли из-за нехватки идей, но, кажется, у нее нет плана, с какой стороны подступиться к местным выборам.
Поэтому однозначно не будет ни одного областного совета без местных проектов. И, возможно, 1-2 областных центра останутся только с фракциями четырех парламентских партий ("Голос" идет не везде).
Единственное, что хорошо играет против местных баронов, – это то, что их много на одном электоральном поле и им тесновато. Поэтому много местных проектов станут просто маржой и бонусом для тех, кто преодолеет 5%-ный рубеж.
И здесь надо отличать личные партии мэров или каких-то влиятельных местных лидеров от партий, у которых много миноритарных акционеров, которые в местные проекты заходят в складчину.
...И, конечно, есть именные блоки. Фактически почти в каждом городе или области. Например, "Доверяй делам" Труханова в Одессе, "Блок Кернеса – Успешный Харьков" или "Блок Светличной – "Разом!" Харьковская область".
...Подобная тема и у франшизы "Наш край". Но здесь по-разному. Где-то это отыгрывается как именной проект. В какой-то области – это одновременно и проект под лицо, и проект на паях. Пример – в Сумской области Андрей Деркач ведет свою политическую силу в областной совет. Но и в Глуховскую общину его франшиза зайдет, гарантируя ему влияние на своем округе. Но еще от "Нашего края" идет более 10 действующих голов объединенных территориальных общин. И они играют на себя в общинах и как партнерство – в область.
И таких примеров много.
Подобным образом построено и "предложение" Бориса Филатова. Технология такова: раздать побольше франшиз в другие города и общины.
Исключительно с одной целью: затем положительный результат многих действующих мэров перелить в копилку будущего всеукраинского проекта.
Ну и, безусловно, первая в этой технологии – партия "За будущее". Это всеукраинский и самый дорогой проект, на который не жалеет ресурсов Игорь Коломойский.
Но мы с вами сейчас будем свидетелями того, как заходят разные технологии.
Проект "Зеленский" был виртуальным и роликовым. Проект "Победа Пальчевского" является проектом виртуальным.
Проекты "За будущее", частично "Наш край", "Пропозиция" являются сетевыми проектами и франшизными. Мы видим соревнование технологий. Какая зайдет? Какая лучше в какую электоральную группу?
Как лучше? Через видосики? Или через пожатие рук? А что дешевле: 20 000 бордов Пальчевского или 200 сюжетов на "Плюсах"?
Как сработают местные проекты? Сколько будет мэрских монобольшинств в областных центрах?
И это при том, что ни в одном областном совете монобольшинства не будет. Гарантировано. А в городах – будут...
Легче ответить на вопрос: в скольких областных советах "слуги народа" возьмут большинство и будут приглашать к созданию коалиций других?
Возможно – 3-4 областных совета...
Провал "слуг" осенью неизбежен.
И самое интересное начнется как раз после выборов.
Но все равно "слугам" сейчас выгодно идти на выборы. Несмотря на неизбежное поражение. Просто весной будет еще хуже.
Перенос выборов – проект Москвы. С желанием запихнуть в избирательный процесс Донбасс.
Владимир Александрович может после местных выборов успокоиться. Понять свое место в истории. Нажить себе хобби. Не обязательно пчелы, как у Ющенко. Возможно, преферанс с Юзиком. И спокойно досидеть одну каденцию.
А желание нашего президента удивить мир может закончиться новым кровавым Майданом. И вспышкой войны с Россией.
Ранее политическая эксперт Оксана Яхно отметила, что "Слуга народа" не стала партией – "это просто список людей из разных групп – иногда с противоположными позициями", и если этого нет на общеукраинском уровне, то и на местном будет так же.