СМИ
СМИ 5 канал

Предотвращение фейков или прихоть Зеленского: для чего хотят разработать "медиакодекс" и как реагируют СМИ – сюжет

Читайте українською
Во время заседания профильного Комитета должны обсудить изменения, которые касаются всех СМИ – концепцию так называемого медиакодекса

Свобода слова по правилам. Сегодня на заседании парламентского Комитета в Верховной Раде должны представить концепцию нового медиакодекса – главного законопроекта, который будет регулировать работу телевидения, радио, печатных и интернет-изданий. Впрочем, заседание перенесли. Ожидается, что после презентации еще до декабря "Слуги народа" рассмотрят его в сессионном зале. За манипулирование общественным мнением журналистов планируют привлекать к административной, а то и уголовной ответственности, а убыточные медиа закрывать. Как отреагировали журналисты на новую законодательную инициативу – в сюжете журналиста "5 канала" Леси Головатой.

С заголовков "Украинской правды" почти два десятилетия начинают свой день как обычные читатели, так и коллеги-журналисты. Интернет-издание, основанное Георгием Гонгадзе, за день продуцирует десятки новостей, аналитические лонгриды и эксклюзивные интервью. Без ошибок не обходится, но журналисты "УП" после продолжительных дискуссий договорились о 8 базовых правилах, которыми руководствуются в своей работе.

Главный редактор "Украинской правды" Севгиль Мусаева-Боровик говорит: "Мы отвечаем за точность информации, отвечаем за свои ошибки, уважаем разнообразие мнений, руководствуемся общественными интересами, уважаем частную жизнь, гарантируем анонимность источника информации, мы стоим на защите прав человека, ценим и защищаем свою независимость".

Новость о президентском указе о разработке стандартов новостей редакторы "УП" дали большими буквами. Потому что возмущены и считают инициативу Зеленского набором нелепостей. Главный редактор уверена: президент как бывший актер тяжело переживает критику в свой адрес: "Зеленский как президент, который очень зависит от этого хорошего отношения к себе со стороны людей, он на это очень сильно реагирует. Он считает, что проблема не в том, что он делает что-то не так, или где-то ошибается, или ну просто это нормальная история – критиковать власть, а что проблема в медиа".

О подготовке законопроекта, который усилит ответственность медиа за манипулирование общественным мнением, впервые сообщил профильный министр в ходе парламентских слушаний о безопасности журналистов.

Министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский сказал: "Введение как административной, так и уголовной ответственности за манипулирование. За заказ манипулирования, за осуществление такого манипулирования. Я понимаю, что важнейшая задача государства – выстроить этот баланс между защитой своего информационного пространства и защитой свободы слова".

СМИ
СМИ
СМИ
СМИ

Информационный отпечаток дня. Ежедневно в этом ньюзруме создают репортеры общественного вещателя, который объединил и реформировал старые государственные телеканалы и радиостанции. К объективности материалов "Общественного вещания" у медиаэкспертов претензий нет. Несмотря на финансирование, точнее недофинансирование из бюджета, ни один чиновник не может влиять на редакционную политику, принятую коллективом.

Федор Скрипник, исполнительный продюсер новостей на "UA: Общественное вещание", говорит: "Я вообще не хочу видеть этот документ. Когда редакция сама определяет, по каким стандартам она работает, это не страшно, когда кто-то из власти начинает говорить о том, что надо работать вот так, – здесь уже есть сомнения по поводу классности".

Еще одно новшество от "Слуг народа" проанонсировал бывший топ-менеджер канала "1+1", а ныне – глава парламентского комитета по вопросам информационной политики, "слуга народа" Александр Ткаченко. Большинство частных медиа являются убыточными, поэтому владельцы имеют рычаги воздействия на журналистов. Ткаченко планирует заставить их зарабатывать на рекламном рынке.

"Если, например, в течение трех лет СМИ постоянно убыточно, наверное, есть шанс применения определенных санкций. Так, возможно, в результате у нас станет меньше ярких шоу, множества сериалов, и множества информационных каналов", – сказал Ткаченко.

Это комментирует Севгиль Мусаева-Боровик: "Странно слышать это от Ткаченко, бывшего менеджера частного канала, который является дотационным. Рынок рекламный украинский очень маленький, а медиа у нас много, и распределить поровну этот пирог просто невозможно".

Телеканалы – это дорогие медиаигрушки для олигархов, поэтому владельцы легко обойдут эту законодательную ловушку, считает медиаэксперт, председатель наблюдательного совета "UA: Общественное вещание" Светлана Остапа: "По документам они сделают так, что будут прибыльными. Сколько предприятий у господина Ахметова? Представьте себе, вот каждое предприятие будет давать рекламу на телеканал, заказывать рекламу, или у Коломойского – то же самое. И таким образом, опять же, небольшие медиа, которые захотят работать в рыночных условиях, не смогут работать".

В настоящее время в парламенте создали временную специальную комиссию, чтобы определить владельцев телеканалов, которые в условиях гибридной войны в Украине подыгрывает российской пропаганде. А вот уже во время заседания профильного Комитета должны обсудить изменения, которые касаются всех СМИ, – концепцию так называемого медиакодекса.

Леся Головатая, Анна Кудрявцева и Орест Пона, "5 канал"

Предыдущий материал
Скоростные патрульные катера "Айленд" приняли на вооружение ВМС – какие задачи будут выполнять
Следующий материал
Пресс-конференция министров иностранных дел Украины и Австрии – видео