Ремонт дорог
Ремонт дорог Depositphotos

"Большая стройка" образовала картель, который под прикрытием власти разворовывает бюджет – Загребельская

    Читайте українською
    Эксперт объяснила, как создание новой касты "бизнесменов" сможет влиять на государственную политику на уровне олигархов

    "Большая стройка" Зеленского является показательным примером организации картелей на государственном уровне и хищения бюджетных средств. Об этом пишет в статье для "Зеркала недели" бывшая государственная уполномоченная Антимонопольного комитета Украины (2015-2019) Агия Загребельская.

    Отмечается, что из-за дискриминационных требований тендерной документации "Укравтодора" и его неправомерных действий по недопущению значительного количества компаний к крупным тендерам на рынке фактически образовался картель.

    "Ограниченное количество компаний, договариваясь между собой заранее о распределении подрядов, участвует в аукционах и не конкурирует друг с другом. Как следствие, мы переплачиваем за ремонт и строительство километра дороги от 20 до 40%", – объясняет Агия Загребельская.

    Кроме того, по ее словам, проектанты и технадзор часто являются компаниями-сателлитами картелистов, а потому отсутствует реальный контроль за качеством ремонта и строительства, как следствие, вероятно, часть дорог "сойдет вместе со снегом".

    Загребельская пишет, что около 90% подрядов за прошлый год – это текущий средний ремонт, гарантийные сроки на который колеблются от одного до пяти лет.

    "А это значит, что вложенные в эти дороги миллиарды скоро могут вполне законно превратиться в тыкву", – добавляет она.

    По словам эксперта, стоит заметить, что у Зеленского никто даже не задумывался над тем, чтобы бюджетные деньги не "утекали" из страны на российский битум, американскую технику и в турецкие или китайские компании, а поддерживали украинскую экономику. Кроме того, инвестирование значительных денег в дороги должно происходить одновременно с развитием железнодорожной и портовой отраслей, с одной стороны, и усилением контроля за перегрузом на дорогах – с другой, но этого не произошло.

    Также эксперт объяснила, как создание новой касты "бизнесменов" сможет влиять на государственную политику на уровне олигархов: за год одна только компания получила подряды из бюджета  более чем на 30 млрд грн. Журналисты программы "Схемы" зафиксировали ее руководителя в одном ресторане с главой бюджетного комитета, депутатом от партии "Слуга народа" Юрием Аристовым. Эта же компания, по сообщению самого "Укравтодора", профинансировала подарок президента Зеленского многодетной семье в виде дома.

    "Отдельные члены картеля имеют связи с мэром Одессы Геннадием Трухановым, еще одна компания с олигархом Коломойским. Другая – с экс-помощником нардепа от "Партии регионов" Шкилем. То есть, если верить словам секретаря СНБО Алексея Данилова, что олигархи – это пятая колонна в Украине, то "Большая стройка" сознательно пополняет пятую колонну новыми лицами и финансирует ее из государственного бюджета", – отмечает автор.

    Загребельская говорит, что другие дорожные компании банкротятся или едва выживают, и для них есть два выхода: или идти на субподряд к картелистам, или закрывать бизнес. Как следствие, картель превращается в монополию. Государство вместо того, чтобы осуществить несколько показательных расследований, наоборот, раскрыло над коррупционерами бронированный зонтик.

    "Например, прокуроры в Украине так до сих пор и не удосужились выдвинуть подозрение представителям компании "Онур", имеющим давние отношения с Владимиром Зеленским. Хотя польские правоохранители в рамках того же уголовного дела в отношении экс-главы "Укравтодора" Новака это уже сделали", – отмечает эксперт.

    Загребельская убеждена, что власть забрендировала "Большую стройку" фамилией Зеленского, и этим Банковая дала сигнал всем правоохранителям, что эта отрасль является неприкосновенной, поэтому расследования либо не проводятся, либо имитируются.

    "Коррупционные практики "Укравтодора" метастазами расходятся по другим отраслям. Где чиновники берут на вооружение уже легализированные лайфхаки по проведению нечестных тендеров, где просто решают брать, потому что с Банковой показывают пример, что это можно делать безнаказанно. Правоохранители же в очередной раз получили сигнал сверху, что ничего не изменилось, а значит, расследовать любую санкционированную коррупцию снова необязательно", – подытоживается в статье.

    Напомним, ранее "Схемы" выяснили, что приближенный к Лукашенко белорусский олигарх зарабатывает сотни миллионов на реализации "Большой стройки".

    Предыдущий материал
    "Большая стройка" образовала картель, который под прикрытием власти разворовывает бюджет – Загребельская
    Следующий материал
    В Беларуси возбудили дело против девушки убитого в Киеве главы "Белорусского Дома" Шишова