Национальная полиция будет вести расследование в отношении создателей фильма "Дау. Дегенерация", где, по сообщению уполномоченного по правам детей Николая Кулебы, были задействованы дети из интернатов. Информацию о том, что готовится расследование, LB.ua подтвердили источники в Национальной полиции.
Ранее в соцсетях разгорелся громкий скандал из-за привлечения к съемкам фильма "Дау. Дегенерация" детей из украинских детских домов российским режиссером Ильёй Хржановским. О скандальном фильме сообщила эксперт по детской нейропсихологии Елена Самойленко.
На какие нарушения указал эксперт
Самойленко первой обеспокоило то, что детей использовали как актеров для съемок сцен с насилием в отношении них.
"Дети не плачут просто так. Они плачут, когда голодны, когда больно, когда пространство вокруг кажется угрожающим, когда страшно. Они уверены, если раздражитель не исчезнет, то они умрут. Это глобальный страх, который помогает человеку выживать и звать на помощь”, – написала Самойленко.
Эксперт отметила, что после нескольких попыток красные от крика дети перестают ждать помощи и начинают ждать смерти. Ведь они не могут сами себя успокоить и объяснить, что ситуация не настолько критическая, как им кажется. По ее словам, примерно отсюда растут теории привязанности, сенсорные дефициты, страхи сепарации.
"Нельзя так просто взять и ударить по младенцу опытом фрустрации, думая, что ничего не будет. Нельзя заставлять детей долго кричать в кадре - даже с разрешения родителей, ведь родители могут не знать нюансов детской нейропсихологии и неврологии. А потом – х*ак – почему ребенок в 4 года писает в штаны, почему малыш коряво говорит, почему парни ножки утятам режут", – предупредил эксперт о последствиях опасных экспериментов с детской психикой.
Самойленко подчеркнула, что важно понимать, что у младенца нет тестовых или каких-то неважных периодов.
"Нельзя пользоваться ими для целей искусства, руководствуясь тем, что ребенок был “в несознанке и не сказала "нет!". Не стоит лепить на младенцев бутафорские или настоящие электроды, чтобы показать, что Советский Союз — это х**вая мода. В сцене с младенцами тяжелые чувства героев-младенцев передавались через настоящие чувства "актеров-младенцев". Которые не могли долго смотреть в камеру и "дать знак оператору, что не могут больше сниматься", – написала она.
Эксперт акцентировала внимание на том, что на таких съемочных площадках должны быть не только родители, но и представители службы по делам детей, педиатр и детский невролог.
Кроме этого, женщина отметила, что в некоторых странах вообще запрещено снимать новорожденных до определенного возраста. Где съемки не могут длиться больше 20 минут, а где-то ребенка должен сопровождать отдельный социальный работник.
Реакция соцсетей
После того, как Самойленко обратила внимание общественности на этот фильм, в соцсетях начали раздаваться призывы расследовать условия съемок этого фильма.
Известная телеведущая Янина Соколова заметила, что в съемках задействовали детей из харьковского приюта.
"Кино называется "Дау". Его режиссер — россиянин Илья Хржановский. Все актеры и съемочная группа фильма подписали соглашение о неразглашении того, что происходило на площадке. Но это взрослые. Ребенок, которого европейцы увидели в кадре, не вызвал возмущения у общественности. Илья Хржановский, мы не знакомы. Но я хочу, чтобы ты, урод, ответил за это. Как и руководство харьковского приюта, которое позволило ребенку пережить этот ад. Фильм снимали в 2011. Сейчас ребенку 9 лет. Как моему старшему сыну. И я презираю вас и ваше позорное кино", – написала на своей странице в Facebook Соколова.
На ситуацию уже отреагировал Уполномоченный президента Украины по правам ребенка Николай Кулеба.
"По полученной предварительной информации, в съемках использовали детей из дома ребенка. В кадрах – младенцы. Это дети, для которых участие в таких съемках может быть травмой на всю жизнь! Есть также и другие факты, которые требуют подтверждения. Вероятность этих фактов, а также то, что кто-то разрешил использование детей, должна расследовать полиция, к которой я уже обратился с соответствующим запросом", – написал детский омбудсмен на своей Facebook-странице.
Он добавил, что Офис омбудсмена обзвонил детские дома в Харьковской области и ни один из руководителей не подтвердил, что дети из этих домов принимали участие в съемках "Дау".
Омбудсмен также отметил, что в Украине нет законодательства, которое регулирует участие детей в съемках кино, и что "этот случай может нам помочь разработать такое законодательство".
В свою очередь, уполномоченная Верховной Рады Людмила Денисова призвала к тому, чтобы в сценах насилия в кино не участвовали дети. Об этом она написала в своем Telegram-канале.
"В настоящее время отсутствует нормативно-правовой документ, который бы на законодательном уровне защищал детей от вредного влияния публично доступной информации. Необходимо пересмотреть национальное законодательство на предмет установления запретов на участие детей в кино и телепрограммах, содержащих сцены насилия по отношению к детям", – заявила Денисова .
Она также поддержала инициативу проведения расследования о привлечении детей к съемкам сцен, которые содержат признаки насилия.
Что известно о фильме
Фильм "Дау. Дегенерация" – один из фильмов, созданных российским режиссером Ильей Хржановским о физике Льве Ландау. Съемки велись в Харькове с 2008 по 2011 год. В прошлом году в Париже результаты работы Хржановского и его команды были представлены как инсталляция. В этом году на Берлинском кинофестивале показали два фильма – "Дау. Наташа" в основном конкурсе и "Дау. Дегенерация" – вне конкурса. В последнем одну из ролей играет российский неонацист Максим Марцинкевич.
Как пишет ВВС, основные съемки фильма проходили в Харькове, специально для них Хржановский построил на территории заброшенного стадиона институт. Отмечается, что построенный режиссером институт был настоящим научным сооружением, с реальными квартирами, буфетами, охранниками и учеными, которые проводили эксперименты. Люди, которые принимали участие в съемках, прожили на его территории три года, получали зарплату в советских рублях и тратили ее на территории института.
Им также запрещалось проносить на территорию любые предметы XXI века, и употреблять выражения, которые не характерны для эпохи съемок, а она охватывала период с 1938 по 1968 год. Месяц съемок на территории института приравнивался к году, поэтому за три года режиссеру удалось отснять материал за условные 30 лет.
Кроме того, на территории института издавалась газета, проводились партийные и профсоюзные собрания, функционировал Первый отдел, составленный из бывших сотрудников КГБ, который выполнял свойственную ему работу — строго следил за неукоснительным соблюдением дисциплины и идеологии, строго, грубо и иногда жестоко наказывал нарушителей и склонял сотрудников к "стукачеству".