Самолет
Самолет Shutterstock

Станет ли дешевле летать: что даст пассажирам и авиакомпаниям соглашение об "открытом небе" между Украиной и ЕС

Читайте українською
Эксперты говорят, что результаты авиационного безвиза украинцы почувствуют ближе к лету

Залетайте в гости. Украина подписала авиационный безвиз с Европейским Союзом. То есть об ограничении на количество рейсов можно забыть. Кроме того, европейским компаниям разрешили летать внутри Украины. Желающих, правда, пока нет. Зато лоукост-перевозчики уже начали увеличивать количество международных рейсов. И это на руку не только самим авиакомпаниям или аэропортам, но и пассажирам. Потому что билеты могут стать дешевле. Зато отечественные воздушные перевозчики от сделки пока не в восторге. Подробности узнавал журналист "5 канала".



Львовский путешественник Орест Зуб посетил 128 стран. Это – сотни часов в небе. О пассажирских авиаперевозках он, кажется, знает все. Говорит, наилучшее сообщение Украина имеет с теми странами, где работают наши работники.

"К моментам заробитчанским уже подтягивается и туризм, личные визиты. Страны Западной Европы едут на восток, смотреть, что же там такого интересного есть. И Украина здесь не исключение. Уже сейчас довольно много сообщений с Польшей, Италией, Германией. То есть с теми направлениями, где живут и работают много украинцев", – говорит путешественник Орест Зуб.

Авиационный безвиз. После долгих лет переговоров Украина и Евросоюз таки подписали соглашение об "открытом небе". Ранее правительство было вынуждено заключать с каждой страной ЕС отдельный авиадоговор. В документах ограничивали количество авиакомпаний и рейсов в неделю. Теперь таких лимитов не будет.

"Мы 25 или 30 лет ждали этого выдающегося события. Какие у нас ожидания? Очень простые! Это приход новых авиакомпаний, увеличение пассажиропотока, соответственно, увеличение доходов аэропортов. Что даст возможность модернизировать инфраструктуру аэропорта", – отмечает председатель Совета директоров Международного аэропорта "Киев" Денис Костржевский.

Восприняли с предосторожностями. Украинские авиакомпании изучают текст соглашения. С подписанием документа у них могут появиться новые конкуренты. Европейские компании не только смогут чаще летать в Украину, но и запустить у нас внутренние рейсы.

"Мы рассчитываем, что на момент открытия внутренних украинских направлений для авиакомпаний из ЕС рынок внутренних европейских перевозок также станет доступным для отечественных авиаперевозчиков. Кроме того, надеемся, что и Украина, и европейские партнеры создадут действительно справедливые условия для обеих сторон", – говорится в позиции компании Skyup.

Позиция "Международных авиалиний Украины" следующая: "Мы можем перечислить только те вещи, которые на самом деле могли бы дать преимущества украинским перевозчикам, в частности, гарантированные удобные слоты в ключевых аэропортах Европы и право осуществлять перелеты между странами Европы. Однако до сих пор четкого понимания возможности осуществления авиакомпаниями Украины перелетов внутри Евросоюза так и нет".

Летать смогут, но есть одно "но". Украинские авиакомпании имеют право запустить рейсы между разными странами Евросоюза, но совместить два города внутри одного государства такое соглашение не позволяет. То есть летать из Рима в хорватский Загреб – пожалуйста. А вот рейс из той же итальянской столицы в Милан – это уже не для украинского перевозчика. Захотят ли зарубежные компании летать на внутренних рейсах в Украине? Выгода от этого для пассажиров очевидна. Большая конкуренция – дешевле билеты. Например, полет из Киева во Львов, гривен так за 500. А вы бы что выбрали – час в небе или ночь в поезде? Одесса, Харьков, Запорожье, Херсон. На очереди еще Днепр и Львов. Виталий решил этой осенью путешествовать по Украине. Для странствий выбрал перелеты. Говорит, если заранее покупать билеты, то полет может стоить несколько сотен гривен. Еще дешевле, предполагает, может быть. Но это при условии, если рейсы между украинскими городами запустят европейские перевозчики.

"Я думаю, что сейчас это будет битва между лоукостами. Классические авиакомпании и до коронавируса, особенно после него, они и так не использовали свои лимиты на тех направлениях, которые у них были. Сейчас самое интересное соревнование будет как раз между Wizzair и Ryanair. И Ryanair в более выгодной позиции, потому что он находится в аэропорту Борисполь, где в основном происходит весь международный трафик. Соответственно они могут пассажиров подвозить в регионы", – предполагает путешественник Виталий Дехтярев.

Однако евролоукосты пока соединять украинские города не спешат.

"Пока мы не имеем таких планов. Но мы заинтересованы такими возможностями. Я думаю, что в будущем уделим внимание развитию нашей деятельности на рынке внутренних пассажироперевозок", – сообщил президент Wizzair Роберт Кэри.

Ryanair еще до подписания соглашения об "открытом небе" обещал "агрессивную экспансию" на украинский рынок. Ирландская компания заявила, что не против летать из 12 аэропортов в Украине, но пока это только слова.

"Единственный рынок, на который я хотел бы обратить внимание – это Украина. Я думаю, что мы станем крупнейшим инвестором в Украине, когда они присоединятся к европейскому "открытому небу", – заверил исполнительный директор Ryanair Майкл О'Лири.

Результаты авиационного безвиза украинцы почувствуют ближе к лету. Тогда и будет понятно, стали ли билеты дешевле. И в каких именно направлениях.

"Между Украиной и Германией, Францией, Чехией называли отдельные направления, Нидерланды. Это такие основные направления, на которых те или иные ограничения. И это, конечно, повлияет с точки зрения снижения. Будет ли это по всем направлениям или по отдельным – сейчас сложно прогнозировать. сейчас компании-лоукостеры заявляют свою готовность летать на этих направлениях. Но реально ли они там останутся или, например, другие компании оттуда уйдут – мы реально увидим где-то чрез полгода", – подытожил авиаэксперт Богдан Долинце.

Условия соглашения для европейских компаний заработали сразу после его подписания. То есть они могут открывать дополнительные рейсы. Например, Wizzair уже запустил 25 новых зарубежных направлений. А вот украинские авиакомпании полноценно воспользоваться всеми выгодами "открытого неба" не могут. Украина еще должна согласовать авиационное законодательство с нормами ЕС, а речь идет о более чем полутысяче документов.

Сергей Барбу, Алексей Тищенко, Алексей Иванченков, "5 канал"

Как сообщал 5.UA, Украина и ЕС подписали соглашение о совместном авиапространстве.

Предыдущий материал
Станет ли дешевле летать: что даст пассажирам и авиакомпаниям соглашение об "открытом небе" между Украиной и ЕС
Следующий материал
Херсонская область перешла в "красную" зону карантина: на улицы вышли патрули – подробности
Россия, газ, авиабезвиз: о чем высшие должностные лица будут говорить во время саммита "Украина – ЕС" –сюжет

Россия, газ, авиабезвиз: о чем высшие должностные лица будут говорить во время саммита "Украина – ЕС" –сюжет

Тренинг, петтинг и накачка "зеленой" команды – Гео Лерос в "Час Ч"

Тренинг, петтинг и накачка "зеленой" команды – Гео Лерос в "Час Ч"

В МИД отреагировали на слухи об отмене безвиза с ЕС

В МИД отреагировали на слухи об отмене безвиза с ЕС

Евросоюз может отменить безвиз для Украины: причины

Евросоюз может отменить безвиз для Украины: причины

Кабмин утвердил соглашение о безвизе с Перу – когда начнет действовать

Кабмин утвердил соглашение о безвизе с Перу – когда начнет действовать

Украина хочет заключить соглашения о безвизовом режиме и зоне свободной торговли со США – Кулеба

Украина хочет заключить соглашения о безвизовом режиме и зоне свободной торговли со США – Кулеба