Сегодня − 11 лет со дня Смоленской катастрофы, во время которой погибло почти все высшее руководство Польши, в том числе и президент Лех Качинский. Об этом сообщает "Укринформ".
10 апреля 2010 года, неподалеку от российского Смоленска, во время посадки на военном аэродроме "Смоленск−Северный" потерпел крушение самолет Ту-154, на котором польская государственная делегация направлялась в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях, посвященных 70 годовщине трагедии − расстрелов польских военных НКВД в 1940 году. В авиакатастрофе погибли все 96 человек, находившиеся на борту самолета, среди них и президентская чета Лех и Мария Качинские, а также представители политической, военной, религиозной элиты Польши.
Несмотря на прошедшее время, ясности в Смоленской катастрофе не становится больше. За эти десять лет появился ряд гипотез о ее причинах и ходе событий. Сначала Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши признала причиной катастрофы ошибку экипажа, определив как фактор инцидента недостаточное аэронавигационное обеспечение полета со стороны диспетчеров аэродрома "Смоленск−Северный". Однако впоследствии появились и другие версии. В феврале 2016 года в Польше, по решению тогдашнего министра обороны Антония Мацеревича, возобновили расследование, создав соответствующую комиссию.
В марте 2017 года Антоний Мацеревич назвал катастрофу под Смоленском терактом, также он заявил о наличии "неопровержимых свидетельств российской ответственности за смоленскую катастрофу".
В апреле 2017 года польская прокуратура переквалифицировала обвинения в адрес российских диспетчеров из "бессознательного" на "сознательное" доведение ими экипажа президентского самолета до авиакатастрофы.
В апреле 2018 года подкомитет Минобороны Польши опубликовал технический отчет по Смоленской катастрофе, в котором, в частности, отмечается, что левое крыло самолета Ту-154 было уничтожено в результате внутреннего взрыва.
К таким же выводам пришла и британская лаборатория судебно−взрывчатых веществ Forensic Explosives Laboratory, подчиненная Минобороны Великобритании. В конце марта 2019 года эксперты этой лаборатории обнародовали исследование, подтверждающее следы тротила в большинстве из 200 образцов разбившегося самолета экс-президента Леха Качинского.
В сентябре 2020 года следователи Национальной прокуратуры Польши подали в суд ходатайство о временном аресте трех диспетчеров, дежуривших в аэропорту Смоленск−Северный в день крушения польского президентского самолета. Однако российская сторона отказалась их выдать.
Расследование Смоленской катастрофы продолжается до сих пор.