Последний полет: подробности жуткой авиакатастрофы под Харьковом

Падение самолета Ан-26 близ Чугуева 5 канал / Час. Підсумки тижня
Сейчас отрабатываются четыре версии причин катастрофы

Ан-26 разбился во время посадки. За штурвалом был опытный пилот. Как выяснилось, самолет в последний раз ремонтировали 24 года назад. Но стало ли это причиной трагедии? Смотрите в сюжете "Итогов недели".

[attached type= "1"ids="225110"]"Чугуев стих, потому что вспыхнуло небо", – так в Харьковском университете Воздушных сил имени Кожедуба впоследствии напишут о Черной пятнице, 25 сентября. Военный штурмовой самолет Ан-26 упал около девяти вечера в 2 км от аэродрома Чугуева. В нем летели 20 курсантов и 7 военных. Двум курсантам удалось спастись при катастрофе. 

На месте авиатехники работают ГБР, Минобороны, Генштаб Вооруженных сил и полиция. 26 сентября в Украине объявили Днем траура. В Харьковскую область поехал президент.

ГБР отрабатывает четыре версии причин катастрофы: неисправность самолета, халатность экипажа, ошибка пилота и неподготовленный самолет перед вылетом. Предварительную версию причин катастрофы озвучивают в субботу чиновники. Говорят, у самолета, который уже в четвертый раз в этот день выполнял учебные полеты, отказали датчики левого двигателя.

"Предварительный анализ свидетельствует о том, что, скорее всего, самолет зацепился крылом за землю. Все шло по плану, самолет выполнял тренировочные полеты для обучения курсантов", – заявил министр обороны Андрей Таран.

Падение самолета Ан-26 близ Чугуева
Падение самолета Ан-26 близ Чугуева5 канал / Час. Підсумки тижня

"Командиром корабля было сообщено о падении оборотов левого двигателя. После чего была команда продолжить полет и заходить на посадку. Дата выпуска самолета – 21 октября 1977 года. Последняя дата ремонта – 30 июля 1996 года", – рассказал председатель Государственной комиссии по расследованию катастрофы Олег Уруский.

А вот глава Харьковской области озвучивает другие детали, которые могли стать причиной фатальных последствий.

"По разным источникам, с момента, когда пилот запросил разрешение на посадку, люди, отвечавшие за эту посадку, ответили лишь через минуту. Якобы из-за того, что посадили другой борт", – сообщает глава Харьковской облгосадминистрации Алексей Кучер.

Эту информацию подтверждают и в комиссии, расследующей авиакатастрофу. В то же время мать погибшего штурмана призналась журналистам: Ан-26 был неисправен. Сын рассказывал ей об этом за день до трагедии.

Самолет налетал почти на 600 часов больше разрешенной нормы. Такие данные через сутки после трагедии озвучивает журналист Юрий Бутусов. Но несмотря на это, летом этого года вместо капитального ремонта или вообще замены ему продлили срок эксплуатации.

Падение самолета Ан-26 близ Чугуева
Падение самолета Ан-26 близ Чугуева5 канал / Час. Підсумки тижня

"Самолет довольно старенький. Максимальный срок выдачи документов – 40 лет. Ему 43 года, ему уже дважды продлевали этот срок", – отметил авиаэксперт Валерий Романенко.

В субботу стало известно, что один из двух курсантов, которому удалось выпрыгнуть из самолета, 20-летний львовянин Виталий Ольховый, умер в больнице. Он отчаянно боролся за жизнь, говорят врачи, но 90% ожогов не дали шанса. Единственный, кто выжил во время авиакатастрофы под Чугуевом, 20-летний Вячеслав Золочевский.

Среди 26 погибших в авиакатастрофе и курсант Александр Скочков. Смерть уже второй раз заглянула в глаза семье. Отец Александра – штурман – погиб в 2014 году под Луганском, когда наш Ил-76 сбили оккупанты. Отдать последний долг курсантам и военным в субботу в университет Кожедуба пришли харьковчане.

Харьковский университет Воздушных сил имени Кожедуба
Харьковский университет Воздушных сил имени Кожедуба5 канал / Час. Підсумки тижня

Украина помнит другие авиакатастрофы военных самолетов. 2002-й, жуткая авиакатастрофа в Скнилове Львовской области. Тогда истребитель СУ-27 во время авиашоу упал на зрителей, 77 человек погибли, сотни травмированы. Сразу три военных самолета Украина потеряла в начале российско-украинской войны, в 2014-ом. Российские наемники сбили Ил-76 и Ан-30. А уже через месяц в Ан-26 – самолет с нашими военными – террористы стреляли из установки "Бук", привезенной из России.

Кто виноват в смерти курсантов и экипажа – следствие должно выяснить до 25 октября. Правительство временно запретило учебные полеты Ан-26 и др. Тела погибших пока не идентифицировали.

"Это не просто крупнейшая катастрофа в истории украинской авиации независимой Украины. Я и в советское время такого не помню. Не было такого случая, чтобы сразу столько молодых пилотов", – добавил Романенко.

Анна Рыбалка, Оксана Нечипоренко, Юрий Усик, "Время. Итоги недели"

Предыдущий материал
Последний полет: подробности жуткой авиакатастрофы под Харьковом
Следующий материал
Эпохальный самолет: сколько живет Ан-26 и насколько он надежен