Эпохальный самолет: сколько живет Ан-26 и насколько он надежен

Ан-26 5 канал / Час. Підсумки тижня
Ан-26 был очень востребованным самолетом в Советском Союзе

Борт, который разбился в Харьковской области, имел налет с начала эксплуатации почти 6 тыс. часов. Его назначенный ресурс – 20 тыс. То есть, как утверждают чиновники, он выработал почти 30% своего летного времени. Самолету было 43 года, его дважды капитально ремонтировали. Еще один капремонт должен был состояться через два года. Мы решили разобраться в том, насколько вообще надежен Ан-26 и почему военные считают его удивительно мощным. Узнайте об этом в сюжете "Итогов недели".

Во второй половине 50-х годов XX в. руководство Советского Союза искало самолет, который заменил бы на местных авиалиниях морально устаревшие Ил-12 и Ил-14. Но Илюшину – известному на то время конструкторскому бюро – этот заказ не отдали. Доверили работу молодым киевским конструкторам, за плечами которых уже были такие успешные проекты, как Ан-2, Ан-8, Ан-12. Так родился Ан-24 – новый 50-местный пассажирский самолет, оснащенный турбовинтовыми двигателями

Благодаря надежности, простоте техобслуживания и экономичности, – по сравнению с реактивными двигателями турбовинтовые потребляли на треть меньше авиатоплива – Ан-24 стал не просто востребованным в Советском Союзе. В первый год эксплуатации среднегодовой налет этих самолетов достиг 1400 часов. Такого показателя не имел ни один из его предшественников. До 1979 года эти Аны работали почти на тысячи маршрутах и перевозили около трети всех пассажиров "Аэрофлота", а значит, треть авиапассажиров всего союза – "Аэрофлот" на то время был единственной авиакомпанией в стране. Именно на базе надежного, неприхотливого и простого в обслуживании турбовинтового Ан-24 конструкторское бюро имени Олега Антонова создало военно-транспортную машину – Ан-26, которая увидела свет в конце 60-х.

Ан-26
Ан-265 канал / Час. Підсумки тижня

Из-за надежности конструкции, неприхотливости и простоты в эксплуатации Ан-26 пришелся военным по душе. Двигатели АИ-24ВТ отказывали крайне редко. А если один из двигателей выходит из строя, самолет мог продолжить полет, а посадка не была проблемой даже для пилота средней квалификации. А еще Ан-26 мог дать фору любой машине во время взлета с грунтовых аэродромов и неподготовленных площадок, за что пилоты назвали его внедорожником. Примечательно, что по количеству выпущенных экземпляров военно-транспортная машина опередила своего "прародителя" – пассажирский Ан-24. Около 1400 серийных Ан-26 сошли со стапелей киевского авиазавода против тысячи Ан-24.

Помощник командира Ан-26 лейтенант Денис Кузнецов за штурвал "Везунчика" – такое имя носит этот самолет – сел два года назад, когда присоединился к военнослужащим 15-й бригады транспортной авиации. Неприхотливую надежную машину, признается, оценил еще в училище, когда на ней, в частности, отрабатывал навыки военного пилота.

Ан-26
Ан-265 канал / Час. Підсумки тижня

До 2016 года этот военно-транспортный Ан-26 стоял в железном строю. Пока волонтеры собрали деньги и при помощи антоновцев не вернули его в строй авиационный. Красиво закамуфлированный с надписью "Феникс" на борту – производное от волонтерского объединения "Крылья феникса", помогавшего поставить эту машину на крыло, – он стал хорошим подспорьем военным на передовой. И хотя непосредственно в зону боевых действий самолеты с 2014 года не летают – им всегда находится работа неподалеку. Основная его задача – это перевозка грузов, перевозка продовольствия, которая там очень очень необходима, и также, как ни прискорбно, перевозка раненых и погибших на этой войне.

Ан-26
Ан-265 канал / Час. Підсумки тижня

Как и пассажирский Ан-24, военно-транспортный Ан-26 тоже долгожитель. Первая опытная машина этого типа поднялась в небо более полувека назад – в мае 1969-го. На базе военно-транспортного самолета конструкторы "Антонова" создали немало надежных и нужных миру самолетов. Ан-26 стал основой для более чем 20 модификаций машины.

Для разработчиков авиатехники надежность машины измеряется соотношением отказов, которые влекут за собой последствия, и суммарного налета. Для Ан-26 этот показатель – один отказ на 5 тыс. часов в небе. Это свидетельство высокой надежности самолета. Несмотря на это, за 45 лет эксплуатации более 140 Ан-26 разбились. Около двух десятков сбили во время боевых действий, немало катастроф повлекли ошибки экипажа и нарушения обслуживания самолета. Сейчас в более чем 30 странах мира летает до тысячи Ан-26, а Китай до сих пор серийно выпускает эту машину на авиазаводе в Сиане.

Ольга Калиновская, "Время. Итоги недели"

Предыдущий материал
Последний полет: подробности жуткой авиакатастрофы под Харьковом
Следующий материал
РФ "бряцает оружием" и ответ агрессору: как украинская армия проводит учения совместно с НАТО