Пеня, потеря субсидий и даже имущества – именно такими могут быть последствия неуплаты долгов за коммунальные услуги. Кроме того, собираются дополнительно проверять получателей субсидий. Подробно это объяснила специалист Криворожского местного центра по предоставлению бесплатной правовой помощи Наталья Кожемяка, говорится в материале НВ.
Согласно законодательству, пеня начисляется, если потребитель вовремя не платит за коммунальные услуги. Размер пени должен быть установлен договором о предоставлении коммунальных услуг с предприятием, которое их предоставляет. Сумма пени не может быть выше 0,01% суммы долга за каждый день просрочки, а общий размер уплаченной пени не может превышать 100% суммы долга.
В то же время если есть задолженность государства за предоставленные населению льготы и жилищные субсидии, пеня не начисляется. Также пеня не начисляется, если потребитель комуслуг может должным образом подтвердить, что ему задолжали зарплату. Кроме того, нельзя начислять пеню, отключать услугу или выселять должников из квартиры во время карантина, введенного из-за пандемии COVID-19. В настоящее время действие карантина продлено до 31 августа 2021 года.
Оплата за распределение газа
Специалисты отмечают, что представители газовой службы иногда действуют как коллекторы: они оказывают на потребителей психологическое давление, требуя погасить текущие платежи исключительно до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
В то же время оплата стоимости услуги по распределению природного газа должна осуществляться до 20 числа включительно месяца, в котором предоставляются услуги по распределению природного газа. Оплата осуществляется на основании счета Оператора газораспределительных сетей.
Только если оплата не пройдет в течение 10 дней после 20 числа поставщик имеет право начать процедуру прекращения (ограничения) газоснабжения, заблаговременно предупредив об этом должника.
Потеря субсидии из-за долгов за квартплату
В субсидии отказывают, если управление социальной защиты населения получит информацию о наличии просроченной свыше трех месяцев задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг или затрат на управление многоквартирным домом, срок исковой давности которой не истек и общая сумма которой превышает 20 необлагаемых минимумов доходов граждан – в настоящее время это 340 грн. Во внимание берется размер задолженности на день обращения о назначении жилищной субсидии.
Инспекторы, которые будут проверять получателей субсидий
Вероятно, скоро украинцев будут лишать субсидий по решению инспекторов, которые будут проводить проверки. Проект соответствующего постановления Кабинета Министров опубликован для общественного обсуждения на сайте Министерства социальной политики.
В материале сайта finance.ua отмечается, что Минсоцполитики уже пыталось инициировать подобные проверки "когда инспекторы идут домой к получателям субсидий и пособий и на месте разбираются, как живет семья, есть ли в квартире дорогие вещи, ремонт, то есть насколько реальная картина соответствует представленным документам о доходах". Тогда предполагалось, что по решению инспектора выплаты могут быть приостановлены на срок до 30 дней, но Конституционный Суд признал эту норму незаконной.
Отличие нынешнего проекта постановления от предыдущего в том, что Минсоцполитики предлагает проверять не только тех, кто получает субсидии, а всех получателей социальной помощи – как частных лиц, так и организации, например, детские дома.
Председатель адвокатского объединения "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец считает эту инициативу сомнительной.
"Начнем с того, что жилье человека является неприкосновенным, и проникнуть в него без разрешения владельца можно только по решению суда. Кроме того, Конституционный Суд в свое время уже указывал на недопустимость прекращения социальных выплат, если нет веских доказательств, что человек получает их незаконно. Широкие полномочия контролеров, которые им хотят предоставить, и вовсе открывают возможности для масштабной коррупции на местах – люди будут вынуждены "договариваться" с инспекторами, чтобы по их наводке у семьи не забрали субсидию или помощь", – отметил он.
Если Кабмин все-таки примет это постановление, проверки начнутся с 1 января 2022 года.
Взыскание долга через суд
Если у потребителя есть долг за коммунальные услуги, то предприятие, которое их предоставляет, может подать иск в суд о взыскании долга вместе с инфляционным начислением на его сумму и 3% годовых от просроченной суммы. Поэтому для тех, кто платит за комуслуги несвоевременно, конечная сумма может оказаться значительно больше.
Лишение жилья за долги по квартплате
Даже в случае взыскания долга за коммунальные услуги через суд, оно происходит прежде всего за счет денежных средств должника и за счет других ценностей.
Продажа единственного жилого дома или квартиры, в которой живет должник, чтобы покрыть сумму долга, происходит в последнюю очередь. Она невозможна в случае, если сумма, подлежащая взысканию по исполнительному производству, не превышает 20 размеров минимальной заработной платы (по состоянию на 01.07.2021 − 120 тысяч грн). В таком случае исполнитель судебного решения обязан принять меры для исполнения решения за счет другого имущества должника.
Однако если другого имущества нет, а сумма долга превышает 20 минимальных заработных плат, государственный или частный исполнитель имеет право наложить на жилье арест и продать его.
Отключение газа и электроэнергии за долги
Поставщики газа и электроэнергии имеют право прекратить предоставлять эти услуги. Если они намерены это сделать, то обязаны уведомить потребителя.
Поставщик газа имеет право направить покупателю письменное уведомление (с отметкой о вручении) с требованием самостоятельно прекратить потребление природного газа путем перекрытия запорного устройства перед газовым прибором и допустить представителя поставщика после предъявления служебного удостоверения на объект для пломбировки запорных устройств. В этом уведомлении поставщик должен указать основания и дату прекращения газопотребления, которая не может быть раньше, чем через три дня после даты получения уведомления.
Если потребитель имеет задолженность за электроснабжение или не допускает к счетчику, поставщик может полностью или частично прекратить поставки электрической энергии при условии предупреждения потребителя не позднее чем за 10 рабочих дней до дня отключения.
Письменное уведомление о прекращении электроснабжения должно содержать:
- основания, сумму задолженности;
- дату и время, с которого электроснабжение будет полностью или частично прекращено;
- фамилию, имя, отчество, подпись ответственного лица, которым оформлено предупреждение.
Датой получения таких предупреждений будет считаться:
- дата их личного вручения, что подтверждается подписью получателя и/или регистрацией входящей корреспонденции;
- третий календарный день с даты получения почтовым отделением связи, в котором обслуживается получатель (в случае направления по почте заказным письмом).
Предупреждение потребителю электроэнергии может быть передано поставщиком другим способом только в том случае, если он предусмотрен договором с поставщиком электроэнергии и договором с оператором системы. Если потребитель оплатит долги и уведомит об этом поставщика электроэнергии до отключения, то поставка электроэнергии не прекращается.
Прекращение водоснабжения за задолженность
Исполнитель услуг централизованного водоснабжения имеет право ограничить или прекратить оказание услуг в случае их неоплаты или оплаты не в полном объеме, кроме случаев, когда качество и/или количество таких услуг не соответствуют условиям договора. Об ограничении или прекращении оказания услуг поставщик обязан сообщить в предупреждении за 30 дней до отключения.
Ограничение или прекращение предоставления коммунальной услуги осуществляется ее исполнителем в присутствии представителя лица, которое осуществляет техническое обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, а также управителя или должностного лица или работника объединения совладельцев многоквартирного дома. Если этих лиц заранее предупредили о дне и времени осуществления отключения, но они не прибыли, это не является препятствием для ограничения или прекращения предоставления услуги.
Исполнитель, который ограничивает или прекращает предоставление услуги, должен опломбировать санитарно-техническое и/или другое оборудование, расположенное в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель, связанное с предоставлением ему услуг.
В то же время в соответствии со статьей 23 Закона Украины "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" предприятия питьевого водоснабжения и централизованного водоотведения имеют право в случае внесения потребителем не в полном объеме платы за использованную питьевую воду ограничить его питьевое водоснабжение до уровня экологической брони питьевого водоснабжения.
Напомним, если Россия решит прервать транзит газа в Европу через Украину, тогда он значительно подорожает для украинских потребителей.