Кабмин планирует повысить тарифы на медицинские услуги по трем направлениям: экстренная помощь, инсульт и инфаркт миокарда. Такие изменения в программу государственных гарантий медицинского обслуживания 16 июня опубликовали для общественного обсуждения на сайте Минздрава.
Предполагается, что тариф на экстренную медпомощь на период с 1 июля до 31 декабря вырастет с 11 661,24 грн. до 16 393,70 грн.; в случае инсульта – с 19 332,31 грн. до 26 947,00 грн.; а медпомощь при инфаркте подорожает с 16 001,43 до 30 108,00 грн.
Кроме того, вводится дополнительное, так называемое переходное финансирование для медучреждений, которые по договорам с Национальной службой здоровья Украины получат меньше денег, чем в 2019 году.
Но по мнению гендиректора Директората медицинских услуг Минздрава Украины Оксаны Сухоруковой, переходный тариф противоречит закону, сообщает Lb.ua
"Этот переходный тариф противоречит закону. Потому что Программа медицинских гарантий – это о медицинской услуге. В случае переходного финансирования – за какую услугу платит государство, что получает пациент? По факту, это просто содержание учреждений, а не медицинская услуга", – комментирует она.
Сухорукова говорит, что постановление попало в ее директорат уже в готовом виде от госсекретаря Минздрава:
"Полномочия вносить предложения относительно тарифов есть у НСЗУ, но это постановление не рассматривалось НСЗУ. Оно родилось где-то в Минздраве, но я даже не знаю, кто именно его родил. Я сейчас в отпуске, но знаю, что постановление поступило в мой директорат вчера уже в готовом виде от госсекретаря. Руководство Минздрава очень много сетует на то, что тарифы НСЗУ рассчитывались непрозрачно, но в результате мы получили постановление с тарифами, которые вообще просчитывались неизвестно кем и как. Новые тарифы по инсультам и инфарктам – это не средневзвешенные тарифы. Они посчитаны только на лечение одним методом, а другие методы, гораздо более дешевые и простые, не учтены".
Средства для реализации запланированных изменений могут взять из фонда борьбы с COVID-19. По информации издания, это могут быть и деньги из тех 15 млрд, которые выделены в Национальной службе здоровья на выплаты заведениям, помогающим больным COVID-19.
"Если это деньги, которые выделены НСЗУ на COVID, то что мы будем делать осенью с больными COVID? Мы видим, как меняется ситуация и насколько возросло количество новых случаев", – отмечает Оксана Сухорукова. По ее словам, речь идет о сумме порядка 4 млрд грн.
Сухорукова критикует постановление и прежде всего – заложенную в нем поддержку учреждений, которые не справились с подготовкой к реформе:
"На эти заведения из Программы медицинских гарантий забрали субвенцию 908 млн, чтобы оказывать им поддержку в течение квартала. Но они почему-то в постановлении не учтены. И она вводит две такие странные вещи – план трансформации заведений, который утверждает Минздрав, и мониторинг его выполнения, который тоже осуществляет Минздрав. То есть заведения фактически переходят в режим ручного управления Минздравом. Вот я хочу заметить, что трансформация заведений не имеет никакого отношения к министерству. У каждого заведения есть его владелец, который решает его судьбу и строит эту сеть на свое усмотрение. Владельцы – это местная власть. Минздрав не имеет права вмешиваться, у нас на сегодняшний день происходит реформа децентрализации. Это является посягательством на полномочия местной власти".
Напомним, 1 апреля в Украине стартовал второй этап медицинской реформы. Пациенты могут воспользоваться 26-ю пакетами бесплатных медицинских услуг, в который входят все виды помощи. Платит за медицинские услуги Служба здоровья. Чтобы получить их, пациент должен подписать декларацию с семейным врачом, который будет выписывать электронное направление к узким специалистам. Иначе – бесплатной будет только экстренная помощь. Врачи "вторички" должны получать зарплату по тому же принципу, что и медики из первичного звена – "деньги идут за пациентом".