Совершенно чужой город и неизвестность – куда обратиться за помощью. Это реалии семей, которые из-за российской войны уехали из собственных домов. Среди них была семья Шаповаловых из Луганска, они уже дважды переселенцы. Государство начало реформу сферы социальных услуг. В каждой из общин должна появиться специальная должность – кейс-менеджер. То есть работник, который будет помогать людям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства. Таких, как переселенцы, малообеспеченные семьи, маломобильные или одинокие пожилые люди. Что уже удалось сделать – в сюжете "5 канала".
Семья Шаповаловых проживает в Киеве. Из-за войны уже дважды оставляли свои дома. В 2014 году переехали из Луганска в Северодонецк. А с началом полномасштабного российского вторжения перебрались в столицу. С собой взяли минимум вещей – надеялись на возвращение домой. Но потом узнали, что их дом разрушен. Вынужденный переезд для семьи дался непросто. Сначала мать с сыном переехали на запад Украины, а отец из-за работы – в Днепр.
"Мы воспитываем сына с инвалидностью. Сын у нас с комплексными нарушениями: как с двигательными, так и с интеллектуальными. Это невербальный ребенок, но каждый день он мне показывал и напоминал о папе. Он показывал мне фото своей комнаты. Я недооценивала глубину его переживаний", – поделилась Татьяна Шаповалова.
В конце концов семья объединилась в Киеве. В столице было тяжело с поиском жилья. Не сразу понимали, куда обратиться за специализированной помощью для сына. Но постепенно, где-то через полгода, удалось обжиться на новом месте.
"Это были либо социальные сети, либо опыт родителей, либо это соцзащита, либо благотворительные фонды. Но сложности в том, что они не адаптированы под индивидуальные потребности. Это может быть большой список, но они могут быть неактуальны, эти услуги. Или эти люди не работают с людьми с инвалидностью или не с детьми, а только со взрослыми", – добавила Татьяна Шаповалова.
Если бы в каждой из общин был кейс-менеджер, семьям в кризисных ситуациях было бы значительно легче адаптироваться на новом месте. Такие должности постепенно появляются, государство начало реформу сферы социальных услуг.
"Кейс-менеджмент – это способ предоставления социальных услуг. Главная задача назначенного специалиста – он выявляет человека или семью, которая находится в сложных жизненных обстоятельствах, или имеет какие-то факторы уязвимости и может оказаться в сложных жизненных обстоятельствах. Он проводит анализ жизненной ситуации и оценку потребностей", – подчеркнула координатор программы социальной помощи и защиты БФ "Право на защиту" Ольга Носова.

И затем специалист по социальной работе составляет план выхода из кризисной ситуации. Важно, чтобы его разрабатывали совместно с человеком или семьей, нуждающейся в помощи. То есть специалист помогает пошагово расписать, как действовать дальше. Каждый случай индивидуален, поэтому социальный работник может привлечь к работе и других специалистов: психологов, близкого окружения нуждающегося в помощи.
"Можно в качестве примера показать. Есть внутренне перемещенная семья. Она растеряна, не знает куда обратиться за медицинской помощью, какие виды материальной помощи можно получить. В этот момент специалист по социальной работе, зная нормы действующего законодательства, зная все правила, он формирует пошагово вот этот этап выхода из сложной жизненной ситуации", – отметила Ольга Носова.
Область социальной помощи переходит в онлайн. В Министерстве социальной политики сообщили: ввели электронный реестр кейс-менеджмента. То есть теперь каждый, кто обращается за помощью, будет иметь специальный е-кабинет. Это замена бумажным социальным карточкам.
"И это удобно социальному работнику, потому что он видит всю картину. И может зафиксировать, выявить потребности. И человек может на Социальном портале посмотреть ход того, как происходит с ним социальная работа. Предоставить какую-то обратную связь по результатам, оценить", – рассказал заместитель Министерства социальной политики по вопросам цифрового развития Константин Кошеленко.

Что такое кейс-менеджмент и каковы его основные принципы. Главное о законодательстве, касающемся социальной помощи лицам, попавшим в кризисную ситуацию. А еще формы учета и принципы работы во время визитов. Всю эту полезную информацию социальные работники могут получить на специальном курсе. Его разработали специалисты благотворительного фонда "Право на защиту".

Курс будет полезен специалистам государственных, благотворительных и общественных организаций, предоставляющих подобные услуги. Авторы объяснили: благодаря этому курсу специалисты по социальным вопросам смогут повысить свою квалификацию. А это поможет еще более эффективно решать сложные задачи, с которыми они сталкиваются каждый день. Ознакомиться с материалами можно на электронной платформе Prometheus.
Материал создан "5 каналом" в сотрудничестве с БФ "Право на защиту", благодаря щедрой поддержке американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID) в рамках проекта "Комплексные услуги защиты пострадавшего от боевых действий гражданского населения и улучшение навыков устойчивости работников, которые приходят на помощь первыми" (2023-2025).
Сергей Барбу, Орест Пона, "5 канал"

Читайте также: "Я снова хорошо слышу!": кто такие специалисты по социальным вопросам и какую помощь они оказывают.
Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий. Также следите за нами в сети WhatsApp. Для англоязычной аудитории есть WhatsApp на английском.