Вперед к светлому будущему – на всем краденом. Именно так десятилетиями развивался Советский Союз. Нелицензионное копирование иностранной техники происходило на каждом шагу. Воровали все – до малейшего винтика. От заводов и до пылесосов, от автомобилей и до игрушек. После Второй Мировой это приобрело невиданный размах. Победитель получает все: из Германии вывезли почти 3 тыс. заводов, под сотню электростанций и десятки тысяч единиц другой промышленной техники. К примеру: 400-й "Москвич" – это точная копия 38-й модели Opel Kadett, который собирали на немецком заводе. Его просто разобрали и перевезли в Москву. "Горбатый" запорожец – это Fiat-600, а следующая модель – немецкий NSU Prinz IV. Поэтому высказывания старшего поколения "вот в Советском Союзе делали на славу" – это чушь.
Не делали, а воровали. И не "на славу", а будем откровенными – достаточно посредственно. Электробритвы, телевизоры, фотоаппараты – большая часть того, что нас окружало 30-70 лет назад, это украденные западные разработки. И появлялись они в СССР иногда даже на десятки лет позже западных оригиналов. И если внешне советские копии были почти похожи на американские или японские разработки, то наполнение у них обычно было значительно хуже. Причины просты: удешевление производства, некачественные материалы и массовый конвейер без соблюдения технологий. Примечательно, что и Россия, как преемница традиций Советского Союза, действовала так же. Однако открытый доступ к иностранным товарам просто убил многие отрасли российской экономики, в которых вновь создавали краденое. Не выдержали конкуренции. Про самые позорные промышленные кражи "советов" – расскажет журналист "5 канала" Мирослав Солонар для программы "Время по Гринвичу"("Час за Гринвічем").
Практически все модели автомобилей, выпускаемые в СССР – были копиями. Киевский коллекционер ретромашин Артем Рудницкий имеет гараж с десятками экзотических экземпляров. Когда-то на них ездили партийные деятели и известные люди Советского Союза. И в каждой из этих железных красавиц есть что-то заимствованное.
"Например, вот 24-ая "Волга". Опять же, здесь даже крепление колес, это еще прародители американских автомобилей", – рассказывает коллекционер ретроавтомобилей Артем Рудницкий.

Хоть при Союзе всегда говорили: "у нас все свое", на самом деле – "свое" обычно было подделкой. Иногда более или менее соответствующие оригиналу, но обычно – сомнительного качества. Артем показывает нам эскортные ретромотоциклы. Один из них – М-72. На нем когда-то сопровождали Юрия Гагарина. На самом же деле, этот мотоцикл советского производства является копией немецкого BMW "Р-71". Внешне они не отличаются вообще.

"По историческим документам – было куплено 5 мотоциклов BMW. Их разобрали и создали свою модель мотоцикла", – отметил коллекционер ретроавтомобилей Артем Рудницкий.
А вот это первый советский автомобиль, поступивший в свободную продажу в 1946 году – "Москвич-400". Он был полностью идентичен немецкому Opel Kadett K38. Более того, собирались эти "Москвичи" на трофейном оборудовании, вывезенном после Второй мировой войны с завода Opel в Рюссельхайме. Первый "Запорожец", в народе" горбатый "– был почти 100% копией итальянского" Fiat 600d", который стал общеевропейским хитом в середине XX века. Смоделированы по образцу более современного "Фиата 124" и известные всем "Жигули". Копия отличалась от оригинала более плотной сталью и более высокой подвеской.

"Нам не надо придумывать было велосипед. Мы лучше его украдем, лучше мы будем заниматься танками, военными самолетами, военными технологиями", – сказал автомобильный эксперт Владимир Винник.
Когда речь шла о машинах – Советский Союз был далеко позади своих капиталистических соперников. Автомобильный эксперт Владимир Винник 40 лет исследует советский автопром. Говорит, чтобы попытаться догнать страны Запада, СССР и прибегал к постоянному плагиату.
"Это нам позволило не ездить на лошадях в шестидесятых годах", – рассказал автомобильный эксперт Владимир Винник.
Не только автомобили и мотоциклы. Советскому импортозамещению подвергалось все: от бытовой техники до еды и напитков. Нет французского шампанского, но есть игристое вино с названием "Советское". "Кока-кола" только для детей дипломатов, а для остальных – сладкая газировка "Байкал". Под копирку делали в Союзе и электронику. Чтобы расспросить о ноу-хау тех времён, мы двинулись на известную киевскую барахолку.
"Возможно, они что-то свое разработали, но станки все стояли немецкие. Так положено, но победитель же получает все. Пользуются репарациями", – сказал продавец Владимир.
Неподалеку от метро Почайна настоящий барахольный рай. Здесь можно увидеть много советских товаров, а точнее – копий зарубежной продукции, которые под собственными брендами производили тогда в СССР.
Каждую субботу утром здесь настоящий торговый бум. Антикварное и дешевое – на любой вкус. Советские колонки, магнитофоны, проигрыватели, усилители звука. Раритетную технику продает вот этот человек. Говорит, простые люди в СССР были не слишком избалованы.
"Когда ты никогда не видел западной техники, то советская техника это было что-то такое необычайное", – рассказал продавец аудиотехники Вадим.
Продавец Вадим рассказывает: в середине XX века в радиовещании СССР использовали лишь немецкие магнитофоны и ленту. И только в середине 70-х аудиотехнику начали выпускать свою, а точнее – скопированную с европейских и японских образцов. Играла она не так качественно, но был и плюс – она была дешевой.

"Очень многие копировали и копировали не очень хорошо. И, например, " Маяк 001", который сняли, я не помню с чего его сняли. Но там так, как ты настроишь 19 скорость, то 9 не пишет, как 9 настроишь, то 19 пишет плохо", – делится своим мнением продавец аудиотехники Вадим.
Фотокамеры "Киев" столичного завода "Арсенал" были достаточно популярными в СССР. Несколько таких экземпляров есть и у продавца Виктора. Первые их модели были точными копиями немецкого Cоntax, права на их выпуск СССР получил за счет репараций после Второй Мировой.
"Вывезли оборудование фирмы Cоntax из Германии и выпускали на базе этого оборудования "Киев-4", "Киев-3", "Киев-2". Вот это западный аналог. Здесь практически ничего не изменилось. Даже некоторые детали до 1952 года выпускались на материалах, которые вывезли оттуда", – отметил продавец фотоаппаратов Виктор.
В Советском Союзе была популярна и вот эта камера "Салют-С", которую производили в Киеве. В течение 1972-1980 годов выпустили 30 тысяч фотоаппаратов. Правда, есть нюанс…
Это копия "Хассельблада". На Западе так и называют – Киевский хассельблад, только, конечно, немножко "топорно" сделан", – рассказал продавец фотоаппаратов Виктор.
Что-то Советскому Союзу досталось после победы во Второй мировой войне, а кое-что просто украли. Ведь воровать проще, чем делать свое. На это было две основные причины, объясняют историки. Первая – это плановая экономика, которая состояла из пятилетних планов. Предприятия в Союзе вынуждены были штамповать товар, даже не имея времени на разработку и испытания.
"Перевыполнение этого плана могло обернуться премией. А невыполнение плана каралось уже – ну когда как: жестче или мягче. Но могло обернуться для руководителя кадровыми выводами", – подчеркнул историк Виктор Крупина.
Вторая причина – острое противостояние СССР с Соединенными Штатами Америки и Западной Европой. Наравне с соперниками Советский Союз мог лишь создавать оружие и исследовать космос.
"Из кожи лезли, космические корабли запускали. Здесь действительно Советский Союз был на уровне передовых стран. Но нормального костюма пошить не могли. Достаточного количества стиральных машин, холодильников и всего остального сделать не могли, да. Потому что экономика ориентирована односторонне", – сказал историк Виктор Крупина.
Гонкой вооружений СССР, в конце концов, загнал себя в угол. Так, здесь миллионами выпускали автоматы Калашникова, но на 20 лет позже США начинали массовую продажу цветных телевизоров. Полет Гагарина в космос – несомненная победа. Но обычный советский человек не мог полететь на самолете дальше союзной республики. Красть чертежи японских калькуляторов или американских пылесосов – задача несложная. Но скопировать успешное и справедливое государство – не удалось.
Читайте также: контрразведка СБУ разоблачила российского шпиона-пенсионера ВС СССР.
Мирослав Солонар, Иван Лемехов, Алексей Тищенко и Алексей Иванченков, "Время по Гринвичу"(Час за Гринвічем")