Пробки бывают не только на автодорогах. Один из самых главных морских торговых путей мира – Суэцкий канал – заблокировал контейнеровоз. Судно длиной 400 метров и шириной 59 село на мель посреди канала. Из-за этого десятки других судов не могут пройти по магистрали. В связи с инцидентом выросли цены на нефть, а мировая торговля считает убытки. Больше об этом знает журналистка "5 канала" Кристина Катарина.
Гигантский контейнеровоз Ever Given – главная звезда мировых новостей. От него сейчас зависит судьба международной торговли. Судно длиной в четыре футбольных поля – заблокировало одну из самых главных торговых артерий мира – Суэцкий канал. Тяжеловоз под флагом Панамы плыл из Китая в Нидерланды. Из-за сильного ветра отклонился от курса и сел на мель − прямо поперек канала, а его нос вклинился в берег.
"На борту судна – 20 тысяч контейнеров. Некоторые из них пустые, но внутри многих – товары. Если тяжеловоз не удастся сдвинуть с мели, то придется его разгрузить, чтобы спасателям было легче пустить его вплавь. Для этого следует разместить краны так, чтобы они беспрепятственно смогли поднять контейнеры, а затем еще найти место, где бы их поставить. Это нелегкая задача", - прокомментировал глава отдела морских грузоперевозок страховой компании Маркус Бейкер.
Снять великана с мели пытаются буксиры и экскаватор, однако пока безрезультатно – операция может затянуться на несколько дней. Контейнеровоз преградил дорогу десяткам других судов с обеих сторон, на подъезде к портам очереди из грузовиков. Из-за инцидента начались задержки и перебои в поставках товаров. Ежегодно через Суэцкий канал проходит более 10% мировой торговли, поэтому даже день простоя грозит существенными убытками – особенно для нефтяных танкеров. Из-за морской передряги уже поднялись цены на черное золото. Топливо самой популярной марки Brent подорожало более чем на 2% − до 62-х долларов за баррель. На столько же процентов выросла в цене и нефть WTI − баррель такой теперь стоит почти 60 долларов.
"Ежедневно через Суэцкий канал проходят около полусотни судов. Теперь они собираются в пробках – по обе стороны: на севере и юге. За каждый день, когда морской путь заблокирован, Египет недополучает плату за пользование каналом – а это около 700 тысяч долларов с каждого судна. Но что самое главное – контейнеровозы и танкеры не доставляют еду, топливо и другие товары в Европу, а оттуда товары не могут отправить на Дальний Восток. Это будет иметь ощутимые последствия", - рассказал бывший работник коммерческого флота Сальваторе Меркоглиано.
Суэцкий канал − искусственная водная магистраль, соединяющая Средиземное и Красное моря. Это самый дешевый и короткий морской путь между Азией и Европой. Канал достигает 193 метра в длину и более 200 метров в ширину. В 2015-м году Египет повысил его пропускную способность, однако после этого неоднократно возникала потребность еще больше расширить путепровод. А пока спасатели пытаются освободить проход, пользователи соцсетей смеются над конфузом. Одни высмеивают крошечный размер экскаватора, который откапывает судно – мол, такими темпами за несколько сотен лет, возможно, и удастся сдвинуть гиганта с места. Другие − делают забавные видео, а третьи советуют покупателям еще немного подождать новый чехол из Китая.
Кристина Катарина, "5 канал"